05.06.2012 00:45
Экономика

Производители сидра, сбитня и медовухи в июле уйдут с рынка РФ

Текст:  Андрей Евпланов
Российская Бизнес-газета - : №21 (850)
Читать на сайте RG.RU

Менее чем через месяц, 1 июля, вступают в силу поправки в 171-ФЗ, согласно которым производители натуральных напитков брожения, таких как медовуха, сидр, сбитень (за исключением пива), должны будут получить лицензию.

Поправки принимались в спешке и не учитывали особенностей производства некоторых слабоалкогольных напитков. Авторы рассчитывали, что до вступления изменений в силу можно будет внести новые поправки, которые все расставят на свои места. Зампред профильного думского комитета Виктор Звагельский внес, в частности, законопроект, который выводит натуральные напитки брожения из-под лицензирования. Он прошел первое чтение, но на втором этапе Росалкогольрегулирование неожиданно дало на законопроект отрицательный отзыв.

По мнению экспертов и участников рынка, введение этих поправок может привести к исчезновению с прилавков традиционных русских напитков и уходу с рынка большинства производителей, поскольку в этом сегменте работают преимущественно представители малого и среднего бизнеса. "С момента вступления в силу поправок к закону сидр, который в течение 18 лет находился в категории слабоалкогольных напитков натурального брожения, автоматически перекочевывает в категорию винных напитков с содержанием алкоголя от 1,5 до 8,5 градуса", - говорит член президиума "ОПОРЫ России" Алексей Небольсин.

Необходимость лицензирования, по его мнению, делает экономически невыгодным производство этой продукции, поскольку ее изготовлением занимаются малые предприятия, которые производят напитки в небольших объемах. В среднем затраты на покупку лицензии на производство алкогольной продукции составляют 7-8 млн рублей. Для малых предприятий это неподъемные суммы.

У натуральных напитков был статус, идентичный пиву. В прошлом году этот статус у натуральных напитков забрали, а они занимают всего лишь 0,06% от рынка пива. Отрасль только-только начала поднимать голову, и лишь благодаря ей начали развиваться сады, пасеки. Натуральные напитки производятся на малых предприятиях в районах традиционного садоводства, в старинных русских городах, таких как Суздаль, Владимир, Коломна, Сергиев Посад, которые развиваются как туристические центры. Большинство из предприятий на этих же мощностях в летние месяцы изготавливает квас и другие безалкогольные напитки. Однако нормативы лицензирования исключают производство на одних и тех же линиях алкогольных и безалкогольных напитков.

Сами производители убеждены, что даже если они решат потратить средства на лицензирование, то продать свою продукцию им все равно не удастся. Поскольку эти напитки реализуются через небольшие розничные точки, у которых нет лицензии на продажу алкоголя.

По словам гендиректора торгового дома "Яблочный спас" Федора Медведева, производители напитков брожения занимают на рынке мизерную долю, сотые проценты, им нельзя тягаться с пивом, но пиво почему-то оставляют без лицензирования. Этот вопрос они неоднократно задавали в различных инстанциях, но никто не смог на него ответить. Пока все идет к тому, что производство придется остановить. А ведь рынок напитков брожения медленно, но рос. Они более натуральны, чем пиво. С введением новых норм отрасль может рухнуть.

"Лицензирование нам не потянуть, - говорит генеральный директор завода "Яблочный спас" Всеволод Дацевич, - затраты на получение лицензии обойдутся нам в 12 млн рублей. Это адекватно той сумме, которую мы вложили за последние восемь лет в развитие садоводства и создание собственной сырьевой базы".

Глава компании "Медоварус" Алексей Долженко рассказал, что сейчас около 80% продаж традиционных напитков брожения приходится на мелкую розницу. К примеру, у маленького магазина есть пиво 15-20 сортов, и он хотел бы у себя поставить два сорта сидра или медовухи. Конечно, ради этого он не будет приобретать дорогую лицензию. Получается, что традиционные напитки брожения будет даже негде продавать.

Директор Центра исследования федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз считает, что со стороны Росалкогольрегулирования максимальное ужесточение требования к рынку выглядит логично. Но производителей натуральных напитков брожения надо бы поддержать. Скорее всего, вступление в силу закона по данной категории будет отсрочено, полагает он.

Обеспокоенные предприниматели, занятые в сфере производства и импорта натуральных напитков брожения, обратились с письмом к премьер-министру Дмитрию Медведеву с просьбой вмешаться в ситуацию. Авторы письма ссылаются на заключение президента на этот законопроект о том, что конкретные виды натуральных напитков могут быть включены в перечень пищевой продукции, на которую не распространяется действие ФЗ-171. На момент выхода заключения к натуральным напиткам был отнесен только сидр.

Между тем стало известно, что теперь производить сбитень, медовуху и сидр в России, возможно, будет компания PepsiCo, которая добилась права зарегистрировать новую продукцию под маркой "Русский дар". Пока такое название используется только для кваса. Но компании разрешено использовать марку "Русский дар" и для медовухи, сбитня и сидра.

Потребление сидра и медовухи в 2010 г. составило около 5,5 млн литров, а в 2011 г. - 6,5 млн литров. По данным "Института медоварения", в 2010 г. было произведено 3 млн литров медовухи и сбитня, в 2011 г. - 3,5 млн литров. Прогноз на 2020 г. - 10 млн литров, рост производства меда для нужд медоварения - с 300 до 750 тонн. Однако если к 1 июля ситуация не изменится, оптимистичные прогнозы могут и не сбыться.

Товары и цены