05.06.2012 00:42
Экономика

На развитие водохозяйственного комплекса РФ выделили 300 млрд рублей

Российское водопользование нуждается в частных инвестициях
Текст:  Ольга Бухарова
Российская Бизнес-газета - Промышленное обозрение: №21 (850)
Читать на сайте RG.RU

Сегодня во всем мире муниципальные и государственные предприятия постепенно уходят из сферы водопользования, уступая свое место частным компаниям. Эксперты полагают, что изменения связаны с нарастающим дефицитом воды в связи с урбанизацией, а также с ужесточением экологического регулирования. Причем под действием глобального финансового кризиса этот тренд еще более укрепился. Эта тема в числе прочих стала предметом обсуждения на Всемирном водном саммите в Риме, участие в котором от Российской Федерации принимал генеральный директор ГК "Росводоканал" Михаил Шнейдерман.

- Мы говорили с зарубежными коллегами об одних и тех же проблемах с одной только разницей - они реализуют менеджмент развития, а мы - кризис-менеджмент, - рассказал "РБГ" Шнейдерман.

Сегодня во всем мире растет объем инвестиций в модернизацию оборудования и инфраструктуры. Так, в 2010 году затраты на капитальное строительство в водно-коммунальную инфраструктуру в мире, по оценке экспертов, составили около 175 млрд долларов. К 2016 году их объем увеличится в полтора раза и достигнет уже 250 млрд долларов. Эксперты отмечают, что этот рост возможен за счет рынка экоиндустрии, а именно сектора экономики, занятого производством оборудования для водоснабжения и водоотведения. Поэтому большинство директоров компаний, участвовавших во Всемирном водном саммите, говорили о "зеленых" технологиях: развитии рынка индустриального водоснабжения, в том числе для нефтянки, использовании альтернативных источников энергии, переработке отходов, технологиях опреснения воды и т. д.

Очевидно, России дефицит воды и масштабная урбанизация в ближайшее время не грозят. Проблемы страны в сфере водоснабжения связаны с хроническим недофинансированием и стремительным снижением качества услуг. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в России от некачественной питьевой воды ежегодно страдают более 300 тыс. человек. При этом вода во многих городах России подается по графику, и для приведения сетей и оборудования только в нормативное состояние необходимо как минимум 3 трлн рублей. В российском бюджете таких средств нет, однако минприроды, минэкономразвития и минрегион пытаются создать условия для притока частных инвестиций.

Так, минприроды подготовило Федеральную целевую программу "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах", на реализацию которой будет потрачена рекордная сумма - почти 300 млрд рублей.

Кроме того, впервые в этом году был принят закон о водоснабжении и водоотведении. "Мы добились того, чтобы Росприроднадзор выдавал разрешение крупным абонентам организаций ЖКХ на сброс загрязняющих веществ в канализационные коллекторы и был включен в систему их взаимоотношений, - рассказал "РБГ" заместитель министра природных ресурсов и экологии Семен Леви. - Раньше мы контролировали только сбросы организаций ЖКХ в водные объекты, теперь будет вестись мониторинг сбросов предприятий в коллекторы ЖКХ".

В реформе экологического законодательства, проводимой правительством, существенное место уделяется повышению эффективности экологического надзора и мониторинга. Из шести экологических законопроектов, подготовленных Минприроды России, два посвящены данной тематике. В скором времени нас ждет и ужесточение санкций за сверхнормативные загрязнения. "По моему глубокому убеждению, штрафы нужно сделать более весомыми", - полагает Семен Леви. И приводит в пример Европу, где очень сурово относятся к нарушителям природоохранного законодательства.

Михаил Шнейдерман считает, что инструменты государственного управления отраслью те же, что и в развитых странах. Вот только сегодняшние инвестиционные условия пока далеки от совершенства. В развитых странах затраты на модернизацию окупаются за счет поступательного роста тарифа на услуги. В России планировать экономику предприятий на длительную перспективу частные инвесторы не могут из-за установления тарифа "сверху" и всего на один год. При этом цены на электроэнергию в России - до 40% в структуре затрат - являются рыночными. В результате предприятия водохозяйственного комплекса страны вынуждены привлекать короткие кредиты для того, чтобы оптимизировать систему управления предприятием и снижать издержки.

"Достигнуть рентабельности позволяют программы энерго- и ресурсосбережения, качество управления, клиентоориентированность, да и просто хозяйственное отношение к инфраструктуре и оборудованию, - говорит Шнейдерман. - Плюс "эффект масштаба" - положительный опыт не разрознен, а проецируется и на другие регионы. Но в отличие от большинства других отраслей пока мы восстанавливаем утраченное, решаем накопленные проблемы. Для примера: когда мы пришли работать в Оренбург, Барнаул и Тюмень, вода там подавалась по графикам - сейчас без перебоев и круглосуточно. Таким образом, пока мы осуществляем кризис-менеджемент для отрасли, а не менеджмент развития, как в европейских странах. Тем не менее сегодня есть уверенность в том, что ситуация будет меняться. Государство делает акцент на безопасности страны, в том числе и сырьевой. А вода - это не просто сырье, это стратегический ресурс".

Российский рынок частных операторов водопроводно-канализационного хозяйства, %

Ресурсы