А его коллега Максим Топилин, глава минтруда и соцзащиты считает, что у такого повышения нет ни перспектив, ни необходимости.
Повышать?
До сих пор минфин упорно отстаивал идею постепенного повышения пенсионного возраста до 63 лет - и у мужчин, и у женщин. Это неизбежно из-за старения населения - нагрузка на Пенсионный фонд и федеральный бюджет чрезмерно велика, и надо ее уменьшить - утверждал Алексей Кудрин, еще когда был министром. Те же самые параметры - 63 года для всех к 2030 году, для чего уже с 2015 года пенсионный возраст для женщин должен ежегодно возрастать на полгода, а для мужчин - на 3 месяца, прописали авторы "Стратегии-2020".
Недавно Алексей Кудрин и экономист Евсей Гурвич выступили со статьей "Старение населения и угроза бюджетного кризиса". "Адекватный для России пенсионный возраст можно оценить как 60-62 года для женщин и 62-63 года для мужчин. Выбирая среди возможных вариантов реакции на старение населения, мы должны отдать предпочтение лучшей для граждан стратегии - последовательному повышению пенсионного возраста... Такое решение требует серьезной политической воли, но альтернативы ему нет", - делают вывод авторы статьи.
Не повышать?
Но у идеи есть и противники. В минздравсоцразвития и ПФР готовится Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы в России до 2050 года, подразумевающая решение ее финансовых проблем за счет иных ресурсов. Новый министр труда и соцзащиты Максим Топилин подтвердил, что работа продолжается и, по сути, вступил в дискуссию с Антоном Силуановым. "Сейчас демографическая ситуация такова, что нет ни перспектив, ни необходимости повышать пенсионный возраст, - пояснил Топилин. - Считается, что если повысить возраст, то уменьшится дефицит ПФР. Это не так. Пенсии рассчитываются из накопленной составляющей. Поэтому, если повышать пенсионный возраст, надо будет в более короткие сроки платить тот же объем пенсионного капитала".
Людмила Ржаницына из Института экономики РАН настаивает, что нельзя принимать социально значимые решения исходя исключительно из экономических соображений. "Сегодня у нас работает каждый третий пенсионер, и у них пенсия составляет только половину дохода, - говорит эксперт. - У нас низкие пенсии и низкая зарплата. Повысим возраст, перестанем платить пенсию - доходы старшей возрастной группы работников резко понизятся".
Догонят ли женщины мужчин?
Старение - бич для всех развитых стран. Решение о повышении пенсионного возраста - чтобы уменьшить госрасходы - приняли или обсуждают повсеместно. Иногда разница в пенсионном возрасте для мужчин и женщин сохраняется, иногда - этот срок уравнивается.
Однако даже те страны, где это сделано, имеют в виду, что женщины, в отличие от мужчин, "отдают" несколько лет жизни рождению и воспитанию детей. Во Франции, например, где официальный пенсионный возраст одинаков для всех - 60,5 года, работницы, вырастившие детей, имеют право на его снижение без уменьшения размера пенсии (!). Почему-то эксперты, ссылающиеся на зарубежный опыт "уравнивания" в пенсионных "правах" сильного и слабого пола, об этой немаловажной детали забывают.
Эксперты Института демографии ВШЭ утверждают, что для России западный опыт вряд ли приемлем: у нас другая продолжительность жизни, и меньшая продолжительность здоровой жизни. Проще говоря, для человека, занятого физическим трудом, его организм к 55-60 годам уже изрядно изношен. "Мало просто дожить до пенсии, а потом прожить какое-то время "на заслуженном отдыхе", - говорят демографы Анатолий Вишневский, Сергей Васин и Александр Рамонов. - Надо еще сохранить работоспособность до конца трудового периода жизни, удовлетворительные здоровье и активность в годы, проведенные на пенсии".
Исследователи утверждают, что опережающее повышение пенсионного возраста для женщин в России целесообразно только с экономической точки зрения. Но социальный аспект неблагоприятен: женщины старших трудоспособных и пожилых возрастов у нас намного менее здоровы, чем жительницы Европы.
Вот некоторые предложения, которые помогли бы сбалансировать пенсионную систему без изменения пенсионного возраста.
Сегодня каждая третья пенсия выплачивается досрочно людям, работавшим во вредных условиях, без соответствующего финансового наполнения со стороны работодателей. Решим проблему "досрочников" - снизим нагрузку на пенсионную систему. Цена вопроса, по оценке минздрава, 320 млрд рублей ежегодно.
Нужно изменить (поднять) минимальный трудовой стаж, необходимый для назначения трудовой пенсии по старости. У нас сейчас действует планка в 5 лет. По 102-й Конвенции МОТ минимальный срок должен быть не менее 10 лет.
До сих пор, по разным оценкам, 30-40% заработанных денег наемные работники получают в "конвертах". Если добиться обеления зарплат - увеличится налогооблагаемая база и возрастут страховые пенсионные отчисления. Финансовое положение Пенсионного фонда улучшится.
Стоимость страхового года для индивидуальных плательщиков и других льготных категорий крайне низка - всего 14,4 тысячи рублей в год. Нужно разбираться с этими льготами и увеличивать стоимость страхового года.