Его доля в ВВП страны составляет более 7%. Доходы организаций, оказывающих жилищно-коммунальные услуги, за 2010 год составили более 3,24 трлн рублей. Тем не менее, согласно опросам общественного мнения, количество людей, озабоченных ситуацией в этом секторе, постоянно растет. Только за последние полгода их численность выросла с 52 до 59%.
О том, что ожидает проблемную отрасль в ближайшем будущем, какие законодательные меры готовятся для укрощения тарифов, насколько вырастут цены и можно ли добиться компромисса в столкновении рыночных подходов и социальной необходимости, рассказала первый зампред Комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ, член Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Елена Николаева:
- Государство никогда не уйдет из коммунального сектора ЖКХ и будет регулировать деятельность организаций коммунального комплекса. В то же время оно готово дать возможность собственникам многоквартирных домов не ограничиваться в выборе стоимости работ, которые необходимо провести в вашем доме для обеспечения комфортного проживания. Поэтому актуальнейшей задачей сегодня является воспитание активного, грамотного собственника общего имущества многоквартирного дома.
Важнейшую роль в этом направлении должны сыграть нормативы, которые подготовлены в комитете. Законопроект о внесении изменений в Жилищный кодекс направлен на внедрение саморегулирования в сфере управления многоквартирными домами. Нормативы по созданию системы финансирования капитального ремонта многоквартирных домов, реформированию жилищно-коммунального хозяйства, оптимизации деятельности Фонда содействия реформированию ЖКХ, несомненно, помогут решать непростые проблемы коммунальных услуг.
Возьмем, например, проект федерального закона о создании саморегулируемых организаций в жилищном секторе. Казалось бы, он направлен на создание стандартов профессиональной деятельности в сфере управления жильем, но, с другой стороны, он содействует воспитанию позиции собственника как заказчика этих услуг.
Наша законодательная деятельность сейчас направлена на то, чтобы у жильцов не возникало вопросов - где рыночный механизм, а где административный. Государство формирует правила игры, а дальнейшая задача законодателей состоит в том, что они были прозрачны и исполнимы, имели позитивный характер. В качестве механизмов, ограничивающих колебания цен на энергоресурсы коммунального комплекса, может послужить система долгосрочных договоров на поставку энергоносителей, а также переход к заключению контрактов. Прорабатывается возможность применения социальной нормы на предоставленные населению жилищно-коммунальные услуги в соответствии с категориями граждан, уровнем их дохода, условиями проживания, категорией жилья, природно-климатическими условиями регионов и другими особенностями проживания.
Учитывая экономические особенности сферы жилищно-коммунального хозяйства, правительство перенесло вопрос о росте платежей за коммунальные услуги с 1 января на 1 июля. Вместе с тем среднегодовой темп этого роста в 2012 году не должен превышать уровня инфляции.
Мы вправе ожидать позитивных изменений в ЖКХ. Главным инструментом, призванным обеспечить плавный переход к сбалансированному распределению затрат потребителей и, соответственно, доходов субъектов естественных монополий между сферами коммунального хозяйства, станет "Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования (ПКР)". Это программа строительства и модернизации систем коммунальной инфраструктуры и объектов, используемых для утилизации твердых бытовых отходов, которая обеспечивает развитие этих систем и объектов в соответствии с потребностями жилищного и промышленного строительства.
В современном понимании ПКР - это поиск оптимальных технических и экономических решений для обеспечения будущих потребностей в коммунальных ресурсах. Путь - разработка перспективных схем ресурсоснабжения. Она поможет в реализации перспективных проектов, цель которых - обеспечить доступные тарифы на коммунальные ресурсы для населения и бюджета.