Они были стилизованы под платежки об оплате услуг ЖКХ и пришли даже аккуратным плательщикам. Это и вызвало волнение жильцов: что за дополнительные поборы? Тем более что на многих домах появились предупреждения коммунальных служб: "Осторожно, фальшивки!" Корреспондент "РГ" попытался разобраться в ситуации.
Счет из ниоткуда
Сумма к оплате на липовой квитанции предлагалась не смертельная, хотя и немаленькая - 1240 с копейками рублей. Но если внимательно изучить квитанцию, можно зацепиться взглядом за некоторые несоответствия с оригиналом. К примеру, фигурирует слово "оферта", которого в настоящих платежках за ЖКУ быть не должно. Оферта - это предложение одного лица заключить договор с другим.
Еще одна странность - получателем платежа значится некое ООО "ВПК-Групп"... Каюсь, я в лицо никогда не видела свою управляющую компанию, но когда у нее сменились реквизиты, у нас весь подъезд завесили объявлениями о том, что платежки теперь будут другого цвета, и - не пугайтесь, жители, это все еще мы, ваши доблестные коммунальщики.
Без меня меня судили
Набираю указанный в платежке номер телефона. Механический голос на том конце провода начинает рассказывать, что оплата квитанции - это рекламная акция, которая продлится до 1 августа. Что участие в ней - дело сугубо добровольное и имеет смысл, если у меня есть претензии к работе управляющей компании. Оплатив эти 1240 рублей, я вступаю с вышеозначенным ООО в некие отношения, результатом которых станет отправленный на мое имя пакет документов, включающий, в том числе, и исковое заявление в суд. Тем самым ООО якобы оказывает мне консультационные услуги по "перерасчету платежей с целью возврата излишне уплаченных управляющей компании средств". А если вдруг с управляющей компанией у меня - мир и дружба, то квитанцию следует отправить в ближайшее мусорное ведро.
Отлично! Только кто бы предупредил бабушку 75 лет, что такое оферта, прежде чем она заполнит и оплатит квитанцию? И кто бы рассказал пенсионерке, что есть смысл сначала отыскать на квитке микроскопический телефон фирмы, дозвониться, выслушать автоответчик и тогда уже решить - платить или нет?..
Наконец я дозвонилась и до живого голоса. И узнала, что если я уже оплатила квитанцию, у меня все же имеется возможность вернуть свои деньги. Надо только написать в ООО "ВПК-Групп" заявление по поводу ошибочно - и это на протяжении разговора с сотрудником фирмы подчеркивалось не раз! - произведенного платежа.
Деньги будут возвращать по безналичному расчету. И если вы не можете сориентироваться в том, как это происходит, фирма обещает прислать курьера, который поможет заполнить бумаги, переписав номер вашей соцкарты туда, куда нужно для возврата.
Не слишком ли лихо закрученная процедура? Отдать деньги проще простого: сходил - оплатил, а вернуть - это же надо написать заявление, дождаться курьера и переживать, как бы он не раскрутил тебя еще на какую-нибудь рекламную акцию?
Всё, оказывается, бесплатно
Пресс-секретарь Центра координации ГУ ИС Галина Метелица заявляет: их ведомство, ответственное за платежи ЖКУ в Москве, никакого отношения к данной рекламной кампании не имеет. Более того - вся помощь в перерасчете жилищно-коммунальных платежей, согласно закону, у нас оказывается бесплатно.
Жилищный кодекс подразумевает всего два случая перерасчетов: за временное отсутствие жильцов и за некачественно предоставленные услуги. И в первом, и во втором случаях никаких денег платить не надо.
Да, и здесь придется побегать, поскольку некачественные услуги - ну, это тоже просто словами не обозначишь. Скажем, горячая вода недостаточно горяча. Вызываем комиссию, замеряем температуру, составляем акт... Но тут, по крайней мере, мы никому ничего не должны. Нет добровольно-принудительных "ошибочных" платежей.
Ответят ли рассыльщики "рекламных платежек" за свою акцию? Похоже, что нет. В обществе защиты прав потребителей Московской области "РГ" сообщили: никаких прав потребителей данный рекламный листок не нарушает. На листке честно указана вся информация - и про оферту, и про ООО. Обозначен и телефон, по которому скажут, что участие в акции добровольное. Формально никаких поводов для судебного разбирательства нет. И "консультационные услуги" из трех бумажек я за 1240 рублей получила. И фирма не отказывается вернуть деньги.
Ситуация с "рекламными платежками" показала: стоит потратить пять минут на изучение квитанций из почтового ящика, чтобы не попасться на очередной рекламный крючок. Вот чем подлинный платежный документ отличается от рекламной копии (см. инфографику):
- В подлинной платежке указана вся информация о вашей квартире (метраж, количество зарегистрированных жителей, льготы, начисления по каждому виду коммунальных услуг. У рекламщиков такой информации нет, поэтому в их платежках эти графы отсутствуют.
- По той же самой причине фамилию, имя, отчество и адрес физического лица в рекламном листке предлагается заполнять самостоятельно.
- В рекламе штрихкод - это просто картинка. В настоящей квитанции он тоже является носителем информации, поэтому сегодня одним, а завтра другим быть не может. Положите перед собой две квитанции - штрихкод должен совпадать.
- В настоящей квитанции обязательно указывается индивидуальный код плательщика. Не нашли в его платежке? Значит, это реклама.
- Если возникли сомнения в подлинности платежного документа, позвоните в расчетный центр (телефоны указаны на квитанции).