Теперь эти легальные доходы предлагается сравнивать с расходами - насколько они соответствуют друг другу. Разница с плюсом в пользу расходов сулит чиновнику расставание не только со своим доходным креслом, но и имуществом, неизвестно на какие деньги купленным. Такие не очень радужные перспективы рисует слугам народа президентский пакет законопроектов, принятый вчера Госдумой в первом чтении.
О своих собственных доходах, а также доходах ближайших родственников - супругов и несовершеннолетних детей, госчиновники, депутаты, сенаторы и даже премьер с президентом рассказывают ежегодно с 2010 года. Правда, все эти декларации потом пылятся в архивах, однако же всегда могут быть извлечены на свет. И это дисциплинирует. Но полностью антикоррупционный потенциал этой меры, как считают разработчики новых законопроектов, "может раскрыться лишь при установлении контроля над источниками средств, на которые приобретается имущество". Когда чиновников и прочих государственных мужей из установленного законом списка попросят еще и подтвердить, что земельные участки, акции, объекты недвижимости и транспортные средства приобретались ими самими или их супругами и несовершеннолетними детьми на законные доходы. Впрочем, "просвечивать" будут не всякое крупное приобретение. А только сомнительное. По поводу которого появилась "достаточная информация" о том, что госслужащим или членами его семьи совершена покупка на сумму, превышающую общий доход чиновника и его супруги по основному месту их службы за последние три года, предшествующие совершению сделки.
Такая информация может поступить из разных источников - банка, правоохранительных органов, Пенсионного фонда, Общественной палаты, СМИ, политических партий. Анонимные сигналы в счет не идут. Решение о контроле соответствия доходов и расходов принимается в порядке, определяемом нормативными актами президента, если попавший под подозрение чиновник - самого высокого ранга, или нормативными правовыми актами федеральных органов. И дальше вниз по лестнице - уровень принятия решения будет зависеть от того, на какой ступеньке стоит работник.
Имущество, в отношении которого не представлено доказательств его приобретения на законные доходы, будет обращаться в доход государства по решению суда. Требования о контроле за операциями с денежными средствами или иным имуществом предлагается распространить и на иностранцев, работающих в России и занимающих публичные должности в международных организациях. Отдельный законопроект обязывает представлять сведения о расходах и об источниках получения средств премьер-министра РФ, его заместителей и федеральных министров.
Однако депутаты из оппозиционных фракций засомневались в том, что предлагаемые законопроектом процедуры действительно помогут значительно усилить борьбу с коррупцией. По словам депутата от КПРФ Александра Куликова, те законопроекты, которые в последнее время вносятся в Госдуму, "не дают ничего, кроме профанации борьбы с коррупцией, они лишь имитируют ее". Александру Куликову кажется нелогичным, что содержащаяся в законопроектах норма требует, чтобы сведения о расходах представлялись должностными лицами за последние три года. Это выводит из-под контроля большое количество коррупционеров, которые нажили свои состояния и недвижимость в более ранние периоды. Однако полпред президента в Госдуме Гарри Минх напомнил, что по поводу доходов, полученных ранее 2009 года, нет информации, и поэтому действует презумпция невиновности.
Основной законопроект президентского пакета "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" думцы поддержали с удивительным единодушием - 433 "за", один воздержался.