Об этом во время состоявшегося в Хабаровске обсуждения перспектив развития Северного морского пути заявил министр транспорта и дорожного хозяйства республики Семен Винокуров. По словам руководителя регионального ведомства, проблема обмеления фарватеров приобрела особую остроту в последние пять лет.
На север Якутии грузы завозят в очень сжатые сроки по довольно сложной схеме. Сначала их спускают вниз по Лене судами класса "река-море". Затем эти теплоходы в сопровождении ледоколов идут по восточному участку Северного морского пути на Яну, Колыму и Индигирку, по берегам которых расположены районы-грузополучатели. Однако устья этих рек в последние годы обмелели настолько, что судам приходится неделями стоять на внешних рейдах, дожидаясь подъема воды.
Из-за этого, отметил Семен Винокуров, растут затраты флота, теряется навигационное время. А если не принять срочных мер, возрастет вероятность того, что работы по перевалке доставленных ресурсов на мелкосидящий флот придется проводить в открытом море.
- А это технология 60-летней давности, - заявил глава минтранса Якутии.
Впрочем, перегружать грузы на речные суда приходится в любом случае - северные реки слишком мелководны для того, чтобы по ним могли проходить большие теплоходы. Но одно дело проводить погрузочно-разгрузочные работы в тиши речных затонов, и совсем другое - в условиях открытого моря, которое в период арктической навигации часто штормит.
Как считает чиновник, для начала необходимо восстановить водные пути на северных реках до такой степени, чтобы в них без проблем могли заходить большие суда. А затем последовательно улучшать речные фарватеры так, чтобы теплоходы класса "река-море" могли подниматься вверх по течению без перевалки грузов. Как считает Винокуров, работы эти надо начинать уже в 2012-2013 годах.
Объем завозимых в арктические районы Якутии ресурсов постоянно растет. В нынешнюю навигацию туда планируется доставить более 280 тысяч тонн грузов, необходимых для жизнеобеспечения населения. Основное место занимают топливо и продовольствие. Обходится это недешево. По данным министерства финансов республики, за 2009-2011 годы расходы государственного бюджета на доставку грузов составили 544 миллиона рублей. Поэтому местные власти заинтересованы в налаживании более дешевой и эффективной транспортно-логистической схемы.
Кстати
Дноуглубительными работами на территории республики занимается Федеральное управление водных путей. Его руководство пообещало, что в нынешнем году будет наведен порядок на наиболее сложном участке - в устье Яны, где отмечаются самые малые глубины. Фарватер здесь углубят до трех метров, что даст возможность заходить в реку любым теплоходам.