…Бай-Тайгинский район, где произошла трагедия, сплошь покрывают горы и глухая тайга. Прекрасные места для охоты и рыбалки, чем пользуются местные жители, но случись пожар, и добраться до него чрезвычайно сложно. Вместо дорог здесь - нехоженые звериные тропы.
На этот раз загорелись берега озера Кара-Холь, чьи скалистые берега уходят прямо в воду. Огонь вспыхнул и на восточном, более пологом, берегу, и на западном, практически отвесном, куда не ведет ни один путь. Восточный берег тушили добровольцы из Барун-Хемчикского лесничества, никто из них не пострадал.
На скалистый западный забросили на вертолете группу парашютистов-десантников.
Как говорят сейчас те, кто выжил в огне, поначалу пожар был низовым. Но, как обычно и бывает после нескольких дней жары, резко поднялся ветер, погнав пламя вверх по стволам деревьев. Все произошло за считанные секунды. Ребята, отслужившие в авиалесоохране не один год, совершившие каждый не по одному десятку прыжков, оказались в огненной западне.
- Мы даже не успели ничего понять. Я увидел, что все кругом горит, и бросился бежать. Товарищей потерял сразу, потом на пути оказался ручей, нырнул в него… - рассказал "РГ" один из спасшихся, 38-летний Сергей Падерин.
Когда пламя спало, на 25 процентов обожженному десантнику удалось выбраться к стоянке егерей на территории заповедника "Убсунурская котловина". Оттуда самолетом санавиации его перевезли Кызыл, в ожоговое отделение республиканской больницы. Врачи говорят: состояние тяжелое, но жить будет.
Еще пятеро парашютистов выбрались из пожара без повреждений, потом они помогали искать пропавших. Их оказалось восемь: Сергей Федотов, Николай Былев, Виктор Стремоусов, Николай Новиков, Владимир Кечил-оол, Радион Хуурак, Херел Кызыл-оол и Андрей Шилин. Самому молодому из них, Виктору Стремоусову, только-только исполнилось 22…
До последнего у людей оставалась надежда, что кому-то из десантников удалось спастись, но с каждым часом ее становилось все меньше. Официальные сводки сообщали каждые полчаса: "найдены тела четырех погибших", "нашли семерых", и, наконец, "обнаружен восьмой погибший"…
На место трагедии вылетел глава Тувы Шолбан Кара-оол. Вместе с ним - сотрудники следственной группы МВД, эксперты-криминалисты, медики.
По факту ЧП возбуждено уголовное дело по части 2 статьи 109 УК РФ "Причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей" и части 3 этой же статьи "Причинение смерти по неосторожности двум или более лицам".
- В ходе следствия будет дана оценка действиям ответственных лиц, ненадлежащим образом исполнивших свои профессиональные обязанности по организации служебной деятельности сотрудников авиалесоохраны, - заявила "РГ" старший помощник руководителя следственного комитета Тувы Алла Нурсат.
Правда, по ее собственному признанию, информацию о случившемся сейчас приходится собирать по крупицам. Выйти на контакт с прибывшими в Бай-Тайгинский район оперативниками пока не получается: там нет никакой связи, кроме спутниковой.
- Главный вопрос сейчас один: владели или нет парашютисты полной информацией о ситуации? Ведь если существовала угроза верхового пожара, десант с вертолета сбрасывать ни в коем случае было нельзя, такой огонь тушат специальными самолетами, - говорит она.
Между тем, федеральное агентство лесного хозяйства уже объявило, что выделит по миллиону рублей семьям погибших десантников, родные пострадавших получат по 500 тысяч рублей.
У некоторых из погибших десантников остались маленькие дети. Как заявил глава Тувы Шолбан Кара-оол, до наступления совершеннолетия им будут выплачиваться зарплаты отцов.
- Шансов спастись у ребят не было. Они погибли как герои, погибли, спасая лес, - заметил Шолбан Кара-оол, лично принимавший участие в поисках пропавших.