Уральские бизнесмены охотно посещают выставки и конференции за рубежом с целью ознакомления с мировыми тенденциями, а также в поиске новых партнеров и клиентов. Круг интересов довольно широк: от индустрии красоты и здоровья до высоких технологий. Традиционно коммерсанты отправляются в Европу, но в последнее время в их маршрутной карте все чаще мелькают азиатские страны, где активно развивается предпринимательство и индустрия деловых встреч. Небольшие организации нередко выезжают в путешествие всем офисом, а в крупных за границу регулярно наведываются топ-менеджеры и лучшие работники. Не жалеет средств свердловский бизнес и на заморский отдых с партнерами - это хороший способ обсудить сотрудничество и заслужить лояльность.
Неизменно спросом также пользуются корпоративные выезды за границу. Особенно популярны тренинги и семинары в теплых странах. Считается, что таким образом можно совместить приятное с полезным: провести обучение персонала, поднять корпоративный дух и развлечься. Замдиректора по развитию корпоративного направления клуба путешествий Алексей Куварин приводит в пример крупную екатеринбургскую компанию, которая уже на протяжении девяти лет проводит конгрессы для сотрудников по всему миру: в Турции, Иордании, на Пиренейском полуострове. Известный баскетбольный клуб Среднего Урала вывозил 150 болельщиков и ВИП-персон на чемпионат Евролиги в Испанию, а один из коммерческих банков организовывал для партнеров и журналистов туры по России, Египту и Казахстану.
- Спрос на корпоративные поездки постоянно растет, - отмечает руководитель туристической компании Ольга Гуляр. - Такие мероприятия помогают лучше узнать друг друга, обсудить дела в непринужденной обстановке, что положительно сказывается на работе. Причем отдых за рубежом подчас обходится дешевле, чем в местных пансионатах, отличается более высоким сервисом и не требует хлопот.
В ходу у бизнеса и инсентив-туры - поощрительные поездки для сотрудников. Это может быть как обычный туристический отдых, так и обучение за рубежом, стажировка в крупной транснациональной компании либо ознакомление с заграничным производством. Уральские представители MICE-индустрии (индустрии деловых встреч) предлагают довольно широкий набор услуг для таких путешественников: покупку билетов и бронирование гостиниц, визовую поддержку, трансфер, профессиональный перевод, составление деловых и развлекательных программ. Участники рынка пока не готовы делиться информацией о количестве клиентов и суммах выручки, при этом проговариваются, что спрос на выездной деловой туризм наблюдается круглый год, несмотря на дороговизну поездки - 60-80 тысяч рублей на человека.
Между тем
У въездного туризма перспективы не столь радужные, хотя аналитики считают данное направление более выгодным для региона: каждый иностранец, приезжающий на Урал с деловыми целями, оставляет здесь в среднем 2-3 тысячи евро. Однако привлечению гостей препятствует ряд сложностей, в том числе отсутствие информации о Свердловской области за границей, высокая стоимость проживания в екатеринбургских отелях и большие затраты на авиабилеты, а также кадровый дефицит, например нехватка бизнес-переводчиков и квалифицированного обслуживающего персонала. Решить эти проблемы в ближайшее время вряд ли удастся. Поэтому эксперты советуют делать ставку не на иностранного, а на отечественного бизнес-туриста, в частности на крупные федеральные компании, которые проводят корпоративные мероприятия. К примеру, на спартакиаду "Газпрома" в Екатеринбург съезжается большое количество людей, которые пользуются услугами гостиниц, ресторанов, кафе, магазинов.