08.06.2012 00:08
Культура

В российском прокате дебютировал фильм "Белоснежка и охотник"

На экранах - "летний репертуар"
Текст:  Валерий Кичин
Российская газета - Федеральный выпуск: №130 (5803)
"Летний репертуар" - это, считается, облегченное кино. Чтобы прогуливаться без труда, по проторенным дорожкам, по знакомым сюжетам, переложенным как бы на новый, но на самом деле хорошо знакомый лад.
Читать на сайте RG.RU

Вот, например, за три месяца - вторая "Белоснежка"! Это, конечно, Голливуд что-то перебрал, его отдел планирования промахнулся. И когда будете смотреть "Белоснежку и охотника", вас замучит ощущение дежавю: ведь только что точно такая же активная дылда вступала в сговор с шустрыми карликами, и такие же чудища пучеглазые поджидали ее в заколдованном лесу. И злая королева-мачеха еще вчера вступала с зеркальцем в совершенно бесплодные переговоры.

Словно за ваши кровные вам подсунули то же кино. Только нет под занавес индийских песен и плясок. Потому что режиссер фильма "Белоснежка и охотник" уже не индус Тарсем Сингх, а телевизионный рекламщик Руперт Сандерс, и это его дебют в большом кино.

Сингх делал постмодернистский стеб, который был бы неплох, если бы не был столь бездарен. А Сандерсу не дают покоя лавры Питера Джексона с его "Властелином колец", и он пытается скрестить диснеевскую буколику с джексоновским кошмариком. Он хочет эпического размаха, хочет создавать миры наподобие тех, что играючи придумывал Лукас. И, по-моему, перегружает свой утлый кораблик.

Экран опрокидывает на вас все новые ошеломляющие картинки, а целостной картины сказочного мира нет как нет. Есть аттракционы, концертные трюки, есть бесчисленное количество цитат из хрестоматийного кино, но ощущение дежавю только укрепляется. И простенькая диснеевская анимация 1937 года кажется уже недосягаемым, но поруганным счастьем.

Более чем двухчасовой фильм выглядит громозким. Он перенаселен не всегда внятными персонажами. Трепетная Белоснежка у Кирстен Стюарт более напоминает Милу Йовович в роли воительницы-девы. И эту сказку разъедает изнутри тот же недуг, что съел "Белоснежку и месть гномов" - отсутствие хотя бы намека на обаяние.

При том, что в фильме есть блестяще сделанные эпизоды. Лучше, чем в картине Сингха, удались гномы: их уже не семь, а восемь, причем они склеены из туловищ настоящих актеров-лилипутов и лиц полноразмерных британских актеров, среди которых мы узнаем Иана Макшейна и Боба Хоскинса. Шарлиз Терон в роли королевы-мачехи, по общему мнению, переигрывает Джулию Робертс, которая у Сингха пребывала в состоянии глубокой заморозки. Картина зрелищна, и мастера по спецэффектам празднуют в ней свой звездный час, хотя и не предлагают ничего новенького. Если бы не было диснеевского шедевра, наверное, эту "Белоснежку" можно было бы смотреть разинув рот. Но шедевр есть, и он постоянно в телеэфире, напоминая, что никакие спецэффекты не заменят простого человеческого дара остроумно, весело и талантливо рассказывать волшебную сказку.

Белоснежкин дуплет неизбежно ударит рикошетом по опоздавшему фильму: если на первую версию еще худо-бедно ходили, и картина свой бюджет 85-миллионный отбила, то я не уверен, что найдется много охотников смотреть тот же балет, но в новом прикиде.

Вторая премьера недели - фильм "Хочу в Голливуд" (Di Di Hollywood) - может зацепить внимание искушенных зрителей именем испанского режиссера Хосе Хуана Бигаса Луны, автора переперченной "Обнаженной махи" с юной Пенелопой Крус в роли герцогини Альбы. На этот раз Луна рассказывает историю очередной Золушки, самые лучезарные надежды которой разбиваются о цинизм всемирной Фабрики Грез. Историю эту рассказывали уже много раз, причем некоторые фильмы стали классическими ("Звезда родилась", к примеру). Девушка Диана Диас (Эльза Патаки) хочет стать знаменитой киноактрисой, но за манящую вдали славу приходится платить все большую цену. Картина вполне укладывается в нынешнюю концепцию развенчания всех и всяческих мифов: за гламурной витриной таятся тонны человеческой грязи. Но эта сюжетная тропинка уже так исхожена, что зритель знает каждый ее поворот уже с первого кадра, и брести по ней становится скучно. Занятно, что несомненный профессионализм Бигаса Луны только обнажает "ситкомовскую" природу сценария: перед нами типичная, весьма неприхотливая "мыльная опера", которую надо смотреть между делом, а нас загнали в кинотеатр и требуют сосредоточенного внимания. От одной этой несообразности желание срочно уйти из зала становится непреодолимым.

Зато настоящий праздник ждет любителей высокой музыки: сенсационная постановка оперы Пуччини "Тоска" в лондонской Королевской опере, которая будет показана в кинотеатрах некоторых городов России. Спектакль этот отличает редкий драйв: дирижер Антонио Паппано обеспечил такую непрерывность и чисто итальянскую страстность музыкального действа, что наэлектризованная публика не нашла паузы, чтобы выплеснуть свои эмоции в аплодисментах, но зато вволю отыгралась в финале. В этой кровавой музыкальной драме были заняты Анджела Георгиу (Тоска), Йонас Кауфманн (Каварадосси) и Брин Терфел (Скарпиа). Они спели всего два незабываемых вечера, но осталась очень динамичная запись, которую на будущей неделе можно увидеть в кинотеатрах Владивостока, Екатеринбурга, Новосибирска, Омска, Ростова-на-Дону, Оренбурга, Хабаровска, Магнитогорска и на экране московского "Художественного".

Мировое кино