Вот, например, за три месяца - вторая "Белоснежка"! Это, конечно, Голливуд что-то перебрал, его отдел планирования промахнулся. И когда будете смотреть "Белоснежку и охотника", вас замучит ощущение дежавю: ведь только что точно такая же активная дылда вступала в сговор с шустрыми карликами, и такие же чудища пучеглазые поджидали ее в заколдованном лесу. И злая королева-мачеха еще вчера вступала с зеркальцем в совершенно бесплодные переговоры.
Словно за ваши кровные вам подсунули то же кино. Только нет под занавес индийских песен и плясок. Потому что режиссер фильма "Белоснежка и охотник" уже не индус Тарсем Сингх, а телевизионный рекламщик Руперт Сандерс, и это его дебют в большом кино.
Сингх делал постмодернистский стеб, который был бы неплох, если бы не был столь бездарен. А Сандерсу не дают покоя лавры Питера Джексона с его "Властелином колец", и он пытается скрестить диснеевскую буколику с джексоновским кошмариком. Он хочет эпического размаха, хочет создавать миры наподобие тех, что играючи придумывал Лукас. И, по-моему, перегружает свой утлый кораблик.
Экран опрокидывает на вас все новые ошеломляющие картинки, а целостной картины сказочного мира нет как нет. Есть аттракционы, концертные трюки, есть бесчисленное количество цитат из хрестоматийного кино, но ощущение дежавю только укрепляется. И простенькая диснеевская анимация 1937 года кажется уже недосягаемым, но поруганным счастьем.
Более чем двухчасовой фильм выглядит громозким. Он перенаселен не всегда внятными персонажами. Трепетная Белоснежка у Кирстен Стюарт более напоминает Милу Йовович в роли воительницы-девы. И эту сказку разъедает изнутри тот же недуг, что съел "Белоснежку и месть гномов" - отсутствие хотя бы намека на обаяние.
При том, что в фильме есть блестяще сделанные эпизоды. Лучше, чем в картине Сингха, удались гномы: их уже не семь, а восемь, причем они склеены из туловищ настоящих актеров-лилипутов и лиц полноразмерных британских актеров, среди которых мы узнаем Иана Макшейна и Боба Хоскинса. Шарлиз Терон в роли королевы-мачехи, по общему мнению, переигрывает Джулию Робертс, которая у Сингха пребывала в состоянии глубокой заморозки. Картина зрелищна, и мастера по спецэффектам празднуют в ней свой звездный час, хотя и не предлагают ничего новенького. Если бы не было диснеевского шедевра, наверное, эту "Белоснежку" можно было бы смотреть разинув рот. Но шедевр есть, и он постоянно в телеэфире, напоминая, что никакие спецэффекты не заменят простого человеческого дара остроумно, весело и талантливо рассказывать волшебную сказку.
Белоснежкин дуплет неизбежно ударит рикошетом по опоздавшему фильму: если на первую версию еще худо-бедно ходили, и картина свой бюджет 85-миллионный отбила, то я не уверен, что найдется много охотников смотреть тот же балет, но в новом прикиде.
Вторая премьера недели - фильм "Хочу в Голливуд" (Di Di Hollywood) - может зацепить внимание искушенных зрителей именем испанского режиссера Хосе Хуана Бигаса Луны, автора переперченной "Обнаженной махи" с юной Пенелопой Крус в роли герцогини Альбы. На этот раз Луна рассказывает историю очередной Золушки, самые лучезарные надежды которой разбиваются о цинизм всемирной Фабрики Грез. Историю эту рассказывали уже много раз, причем некоторые фильмы стали классическими ("Звезда родилась", к примеру). Девушка Диана Диас (Эльза Патаки) хочет стать знаменитой киноактрисой, но за манящую вдали славу приходится платить все большую цену. Картина вполне укладывается в нынешнюю концепцию развенчания всех и всяческих мифов: за гламурной витриной таятся тонны человеческой грязи. Но эта сюжетная тропинка уже так исхожена, что зритель знает каждый ее поворот уже с первого кадра, и брести по ней становится скучно. Занятно, что несомненный профессионализм Бигаса Луны только обнажает "ситкомовскую" природу сценария: перед нами типичная, весьма неприхотливая "мыльная опера", которую надо смотреть между делом, а нас загнали в кинотеатр и требуют сосредоточенного внимания. От одной этой несообразности желание срочно уйти из зала становится непреодолимым.
Зато настоящий праздник ждет любителей высокой музыки: сенсационная постановка оперы Пуччини "Тоска" в лондонской Королевской опере, которая будет показана в кинотеатрах некоторых городов России. Спектакль этот отличает редкий драйв: дирижер Антонио Паппано обеспечил такую непрерывность и чисто итальянскую страстность музыкального действа, что наэлектризованная публика не нашла паузы, чтобы выплеснуть свои эмоции в аплодисментах, но зато вволю отыгралась в финале. В этой кровавой музыкальной драме были заняты Анджела Георгиу (Тоска), Йонас Кауфманн (Каварадосси) и Брин Терфел (Скарпиа). Они спели всего два незабываемых вечера, но осталась очень динамичная запись, которую на будущей неделе можно увидеть в кинотеатрах Владивостока, Екатеринбурга, Новосибирска, Омска, Ростова-на-Дону, Оренбурга, Хабаровска, Магнитогорска и на экране московского "Художественного".