В Америку, а точнее на американский рынок давно мечтают попасть и российские энергетические компании. Администрация Обамы собирается им в этом как-то помочь?
Рон Керк: США всегда придерживались принципов свободного рынка. Мы уверены, что частный сектор без указаний правительства может определить, куда и сколько инвестировать. Вместе с тем, США сильно выиграли, приняв много лет назад решение быть самым открытым в мире государством для зарубежных инвестиций. Мы всегда рады интересу, который кто-либо проявляет к инвестициям в США, идет ли речь о российских энергетических компаниях или о ком-либо другом. И должен заметить, что перед потенциальными инвесторами на самом деле очень мало препятствий. В то же время администрация Обамы попыталась сделать наш рынок более понятным для инвесторов, запустив программу "Выбери США" под управлением министерства торговли. Россия - один из десяти рынков, которым в рамках программы уделяется особое внимание. Так что мы ждем любых российских инвесторов. И первое, что мы просим их сделать - посетить сайт "Выбери США".
Почему американцы в свою очередь боятся инвестировать в Россию? Ведь по объему инвестиций в Россию США отстает от лидеров более чем в пять раз.
Керк: В ответе на этот вопрос мы должны вернуться к тому, что в США такие решения принимает частный сектор. Правительство, в свою очередь, может только этому поспособствовать. Мы знаем, какие факторы влияют на решение частных американских компаний: это прозрачность, сильное верховенство закона, уважение прав интеллектуальной собственности, а также открытость и гостеприимство. Та работа, которую мы проделали для вступления России в ВТО и в рамках Организации экономического сотрудничества и развития, приведет к тождественности юридических норм, что привлечет в Россию новых инвесторов из США.
В то же время я не думаю, что американцы боятся инвестировать в Россию. Много компаний давно и успешно здесь работают - например, в энергетическом или автомобильном секторе. Объем двусторонней торговли и инвестиций значительно вырос за несколько последних лет. Впрочем, мы, то есть администрация президента Обамы и, думаю, руководство вашей страны, надеемся на дальнейший рост.
Поправка Джексона-Веника может быть заменена другой поправкой против России. Это не убьет российско-американскую торговлю?
Керк: Чтобы американские рабочие и экспортеры могли воспользоваться всеми преимуществами вступления России в ВТО, администрация Обамы уже убеждает Конгресс отменить поправку Джексона-Веника и применить к России режим нормальных торговых отношений. Мы считаем, что это было бы позитивным шагом в наших торговых и инвестиционных отношениях. С другой стороны, мы всегда были честны перед Россией, говоря, что разделяем озабоченность многих наших конгрессменов и правозащитников ситуацией с защитой и признанием основных прав и свобод человека в России. До тех пор, пока конгресс считает это необходимым, администрация продолжит внимательно за этим следить.
Государственный долг США скоро превысит 100 процентов ВВП. Вы вообще собираетесь его снижать?
Керк: Когда президент Обама возглавил страну, ему пришлось столкнуться с экономикой, которая двигалась в опасном направлении. Он стал проводить политику и меры, которые исправили это. В результате последние 26-27 месяцев мы наблюдаем экономический рост и увеличение количества рабочих мест. Пока они еще не на том уровне, который бы нас удовлетворил, но президент и конгресс работают над этим, несмотря на различия во взглядах. В частности, президент настаивает, что мы должны бороться с нашей долгосрочной задолженностью ответственно, чтобы не задушить наш экономический рост. Поэтому, чтобы снизить задолженность в будущем, мы инвестируем в важнейшие сферы, способствующие экономическому росту, - такие, как образование, инфраструктура, расширение экспорта, инновации и создание технологий нового поколения.
Некоторые эксперты предрекают скорый обвал доллара. Что в таком случае произойдет с американской экономикой?
Керк: Я буду честным: это звучит весьма наивно и абсурдно. Мы уверены, что у нас сильная экономика. Президент Обама и наша экономическая команда очень много сделали для выработки новых порядков и принципов, чтобы помочь нашей экономике восстановиться от одной из самых глубоких рецессий, с которой мы столкнулись, когда наш президент занял свой пост. Поэтому я бы не стал долго и всерьез говорить об этом.
Тем более в последнее время доллар укрепляется. Не влияет ли это негативно на американский экспорт?
Керк: Эти два вопроса не могут идти один за другим (смеется)! К тому же, этот вопрос больше в компетенции нашего министра финансов. Но я скажу вам следующее. Администрация Обамы признала, что Америка должна быть чем-то большим, чем главным мировым потребителем, и решила, что один из способов исправить это и сделать нашу экономику более устойчивой - больше экономить и больше продавать то, что мы создаем и производим. Тогда президент поставил задачу - увеличить американский экспорт в два раза за пять лет. И мы уже видим значительный прогресс: за два года экспорт вырос на 35 процентов, причем рост продолжается и ощущается во всех сферах экономики. Мы очень ответственно подходим к тому, чтобы наши производители, фермеры, бизнесмены имели такой же свободный доступ к рынкам других стран, какой предоставляем мы сами. Поэтому мы стремимся найти новые рынки сбыта в рамках двусторонних и многосторонних соглашений, а также используем возможности ВТО, чтобы удостовериться, что все его члены играют по правилам открытого рынка.
В связи с этим хочется спросить про такую, как кажется, насущную для США проблему, как перенос производственных мощностей в более дешевый Китай. Администрация Обамы планирует бороться с этим явлением?
Керк: Мы понимаем, что в современной глобальной экономике некоторые продукты имеет смысл производить ближе к месту их потребления. Такие решения бизнес принимает самостоятельно. Но наш президент мудро заметил, что у нас не должно быть налоговой политики, от которой выигрывают компании, которые убирают рабочие места из США, а проигрывают те, кто остается дома. Умная, продуманная налоговая политика поможет нам в решении этой задачи.
В то же время, стоит задуматься о том, почему в какие-то страны инвестируют активно, а в какие-то - нет. У нас очень развитая экономика, в ее структуре велика доля инноваций и продуктов следующего поколения. У нас обеспечено верховенство закона, у нас одна из самых сильных систем защиты авторских прав и интеллектуальной собственности, очень высокая производительность труда. Кроме того, очень велики наши возможности по транспортировке товаров по миру. Поэтому многие компании приходят к пониманию того, что они гораздо лучше защищены, если производят товар у себя на родине. Мы делаем все возможное для восстановления нашей экономики и создания рабочих мест у себя дома.
Перейдем к более позитивным вопросам. Вы приехали в Казань на мероприятия в рамках АТЭС. Какова повестка США на ближайшие саммиты организации?
Керк: Повестка США в АТЭС не сильно отличается от задач, которые выдвигают другие члены этой организации, и в первую очередь - это дальнейший прогресс в той продуктивной работе по целому ряду принципиальных вопросов работы АТЭС, которую, как мы считаем, мы проделали за прошлый год, когда саммит проходил в США. А именно - продолжать поиск возможностей для рационализации торговли между 21 экономикой АТЭС. Иными словами, наша цель - сделать бизнес в регионе более дешевым, легким, быстрым. Особенно мы бы хотели увидеть конкретные предложения по увеличению торговли экологичными товарами и услугами - цель, которую наши лидеры поставили в прошлом году. Тогда же они договорились об установлении в течение нескольких следующих лет пониженных пошлин на определенные экологичные товары - от 0 до 5 процентов. Теперь мы ждем конкретных предложений от стран о том, какие продукты попадут в этот список. Кроме того, мы бы хотели поработать над рационализацией цепочки поставок внутри региона и продвижением инноваций на недискриминационных рыночных принципах. Так что у нас достаточно амбициозная повестка, но АТЭС уже доказал свою способность быть настоящей лабораторией по выработке новых принципов в торговле. Теперь мы хотим видеть больше конкретных результатов.
В каких сферах экономики вхождение России в ВТО наиболее интересно США?
Кирк: Вступление России в ВТО - это очень позитивно не только для России и США, но и для всего мира. Россия была крупнейшей экономикой, не входящей в ВТО. Теперь же почти 99 процентов экономической активности всего мира подпадают под эту систему правил. Это хорошо для всех. Применительно к нашим двусторонним отношениям мы надеемся увидеть резкий рост как экспорта, так и импорта из России. Мы полагаем, что американские компании существенно увеличат прямые инвестиции в Россию, а мы в свою очередь будем рады видеть россиян, тратящих доллары в США и помогающих нам создавать рабочие места. Мы видим широкие возможности в сфере услуг, энергетике, производстве товаров. Более того, я знаю, что наши фермеры и скотоводы очень ждут, когда Россия начнет адаптировать и применять международные санитарные стандарты и нормы в сельском хозяйстве. Тогда мы обязательно увидим рост торговли и в этом секторе.