- Александр Сергеевич, как будете отмечать?
- Так широко, как десятилетие канала, мы не празднуем, потому что дата - не совсем круглая. Но пятнадцать лет - тоже возраст. Соберемся коллективом, запишем праздничный концерт, пригласим на него наших сотрудников, друзей, коллег и партнеров.
- И Алла Пугачева будет?
- Насколько мне известно, она сейчас не концертирует, и мы ее не приглашали как участника концерта. Придет ли она как гость, пока не знаю.
- У вас на канале были замечательные программы с ее участием.
- У нас много звезд, с которыми были замечательные программы. Но мы прежде всего должны собраться коллективом. А работает у нас в компании более двух тысяч человек.
- Прежние сотрудники будут?
- Во всяком случае, мы многих пригласили: генеральных директоров, редакторов, журналистов.
- Приедет ли мэр Москвы Сергей Собянин?
- На само празднование не сможет, но накануне юбилея он посетил компанию, поздравил коллектив, вручил награды правительства Москвы сотрудникам, пообщался с ведущими журналистами. Такое внимание дорогого стоит.
- Окидывая взглядом пятнадцать лет и оценивая то, как все изменилось, что можете сказать? Я понимаю, что не все это время вы руководите каналом, но, наверное, раньше смотрели ТВ Центр как зритель.
- У меня было сложное отношение к каналу. Безусловно, он за это время изменился и меняется в соответствии со временем. Создавался канал с одной целью, и направление развития было задано, как мне кажется, некими политическими амбициями тогдашнего руководства города. Но со временем изменился политический вектор в стране. ТВ Центр за последние несколько лет стал в большей мере каналом города.
- Только города? Но его смотрят и в регионах. Или вы имеете в виду содержание канала?
- Да, я говорю о содержании. На сегодняшний день в центре внимания публицистических, информационных материалов канала - проблемы человека в большом городе. Мы не оставляем попыток создавать новые форматы, так или иначе связанные с существованием людей в мегаполисе.
- Насколько вы влиятельны? Может ли вещание ТВ Центра изменить что-то в городе?
- Если критерием влиятельности считать то, насколько власть прислушивается к формулируемой каналом точке зрения, то тут мы стоим в ряду других СМИ. Но главное для нас - насколько удается влиять на восприятие зрителей, на то, как они смотрят на ту или иную проблему, как меняются критерии их оценки событий. Часто бывает, что человек настроен резко отрицательно к действиям власти, каких-то общественных организаций и объединений. Но после того как понимает, в том числе и с помощью телевидения, почему совершается то или иное действие, может поменять свое отношение к происходящему. В этом смысле мы, безусловно, влиятельный канал.
- Часто говорят, что в регионах к Москве настороженное отношение. Почему ТВ Центр там все-таки смотрят, и не меньше, чем местные телеканалы?
- Москва - это и образец, и ориентир. Ведь в столице люди сталкиваются с теми же проблемами, что и в других городах страны. Поэтому важно и полезно знать, как они решаются в Москве. Отсюда такой внимательный и пристальный интерес к тому, что в ней происходит. Смотрят и как надо делать, и как не надо. Мы никогда в наших передачах не настаиваем, что Москва - это главный город страны в том смысле, что здесь кто-то умнее, лучше или красивее. Но Москва - это не просто большой город, это столица большого государства, и ТВ Центр - телеканал столичный. Например, освещая посещение мэром тех или иных строительных объектов, предприятий, учебных заведений, мы стараемся обратить внимание на детали. Куда бы он ни приехал, какую бы проблему ни разбирал, прежде всего возникают вопросы: зачем это нужно живущим здесь людям и как сделать лучше. Не случайны программы благоустройства дворов, улучшения дорожной ситуации, а также - детские сады, школы, спортивные сооружения - все это вечные проблемы большого города. И Москва старается дать пример их решения.
- Что-то есть на других федеральных каналах, что вам хотелось бы сделать на ТВ Центре?
- Мне хотелось бы такого уровня развлекательных проектов, которые производит Первый канал, такого масштаба и оперативности в освещении больших, крупных событий, как есть у "России". Мне хотелось бы такой дерзости, которую часто себе позволяет НТВ. И, конечно, чтобы у нас были возможности и средства заказывать и покупать зрелищные сериалы и большие кинофильмы.
- Зато такие программы, как, например, "Сто вопросов к взрослому" или "Временно доступен", трудно представить себе на больших каналах. Они более камерные и глубокие.
- На больших каналах есть аналоги. Может, они идут позже и их чуть меньше, чем у нас, но они есть. Исторически так сложилось, что на ТВ Центре давно было большое количество программ Авторского телевидения (Компания АТВ. - Прим. С.А.). В целом творческие поиски АТВ всегда были близки к идеологии ТВ Центра. Их фирменный стиль - это пристальное "вглядывание" в то, что представляет собой человек. Я не раз слышал, что люди с удовольствием идут в программу "Временно доступен", потому что там есть возможность высказаться. Потому что позволяет и формат - 52 минуты, и сама атмосфера программы. В программе "Жена" ценна и важна еще одна ипостась - это программа глубоко интимная, но, с другой стороны, публичная. Если посмотреть на то, какие принципы мы исповедуем, то на канале очень деликатно относятся к нарушению права личности на душевную экстерриториальность. С другой стороны, мы понимаем, что нет ничего интереснее внутреннего конфликта человека. Программы "Жена", "Сто вопросов к взрослому" как раз из этой серии.
Мы сейчас выпустили новую ночную программу Леонида Млечина "Еще не поздно" - большой разговор с участием крупнейших ученых, политологов, социологов о будущем страны, ее перспективах и возможностях. Мы бы поставили ее в более раннее время, но отдаем себе отчет в том, что у таких программ аудитория совсем не массовая. Мы рассчитываем на то, что уровень собеседников Млечина будет таков, что люди, исповедующие серьезные размышления о происходящем, найдут эту программу в телеэфире.
В этом же ключе трансформировался "Культурный обмен" - от афиши, рекламы тех или иных событий в области культуры в сторону раскрытия творческой личности гостя программы.
- Есть ли у вас принцип выбора лиц канала?
- Лицо канала - это прежде всего внутренне содержательный, компетентный человек. Так, у наших ведущих информационных программ, особенно их основных вечерних выпусков, главный принцип - не просто озвучивание или презентация новости, это всегда подача ее через личное понимание и отношение. И я вообще считаю, что одна из функций телевидения - найти и представить новых персонажей, которые могут размышлять. Должно быть место в медиапространстве, где новые люди могут обозначаться и высказываться не только по актуальным политическим поводам, но и по более широкому кругу вопросов, которые волнуют людей.
- Мне как раз кажется, что от личности руководителя канала многое зависит. Вы на ТВ Центре седьмой год. Есть какие-то вещи, которые считаете для себя вехой на канале?
- Я бы вехами их не назвал. Возможно, ТВ Центр дал мне больше, чем я - ему. Я ведь на эту работу трудно соглашался, не из-за кокетства или потому, что плохо относился к предложению или месту, а оттого, что понимал, что ТВ Центр прежде всего информационно-публицистический канал. Не было в моей прежней телевизионной биографии тесного соприкосновения с информационным вещанием, не считая новостей на "Культуре" и коротеньких их выпусков на канале ТВ 6.
Но в то же время мы преодолели достаточно тяжелый период, когда находились практически на грани финансового краха. Был период, когда телеканал не очень себе представлял, сможет ли вообще существовать, если его вдруг завтра перестанет финансировать московское правительство. Сегодня мы понимаем, что сможет. Сегодня мы зарабатываем чуть больше, чем нам дают из московской казны.
- Вот после таких слов могут и перестать - не боитесь?
- С одной стороны, понятно, что этого надо бояться. А с другой - это может подтолкнуть к тем действиям, которые мы не решались совершить. Был канал, который у очень большого количества зрителей ассоциировался с одним человеком. И искренне уважительно относясь к руководителю, мы потратили немало усилий, чтобы стали восприниматься каналом города. Тонкий момент, но я считаю, что мы этого добились. Именно поэтому, когда произошли события, связанные со сменой городского руководства, канал не потерял зрителя и уважения к себе. Я считаю, мы встали в ряд каналов современного телевидения. Нас сегодня не упрекают в архаике. При этом сохранили свое лицо. А впереди - самое тяжелое: нужно работать так, чтобы, не меняя принципов, оставаясь каналом социальной публицистики и информации, не только удержать, но и получить нового зрителя.