09.06.2012 00:13
Культура

Борис Гребенщиков: В этом году мы не будем заниматься творчеством

11 июня в Самаре пройдет четвертый ежегодный всероссийский фестиваль "Рок над Волгой"
Текст:  Александр Алексеев
Российская газета - Федеральный выпуск: №131 (5804)
В честь Дня России лучшие группы страны, по традиции, съедутся в Самару. Среди тех, кто выйдет 11 июня на сцену в поле поселка Петра-Дубрава, окажутся: "Алиса", "Би-2", "Ю-Питер", Игорь Растеряев, "Король и Шут". И зарубежные звезды: украинцы "Океан Ельзи", американцы Limp Bizkit и Garbage, француженка ZAZ. А среди главных хэдлайнеров вновь будет "Аквариум", который, как правило, отказывается выступать на массовых рок-фестивалях. Но из года в год делает исключение только для "Рока над Волгой". Борис Гребенщиков постарался объяснить обозревателю "РГ" почему...
Читать на сайте RG.RU

Рок-фестиваль в Самаре приурочен к празднованию Дня России. А вы свою личную независимость от кого-то или от чего-то хотели бы отпраздновать?! И к какой дате в своей жизни этот день тогда бы приурочили?

Борис Гребенщиков: Если я чего хорошего и добился, то только благодаря тому, что всегда - насколько помню - делал то, что я хочу. И это для меня - самый главный повод для празднования.

Уже выяснили для себя, без каких песен вас не отпустят со сцены в 2012 году?

Борис Гребенщиков: Понятия не имею. 10-го у нас будет саундчек, тогда и решим. Но поскольку песни пою я и музыка идет через мои легкие и мою глотку, то окончательный выбор за мной. Будут одна, две песни из последнего на сегодня альбома "Архангельск". А может, до дня фестиваля я напишу еще много новых, и мы станем петь только их. Но это вряд ли произойдет. Я хотел бы, но вряд ли.

Одновременно с "Роком над Волгой" в Москве пройдет фестиваль "Максидром", где сыграют звезды интернационального масштаба - от Cure до Linkin Park и Ноэля Галлахера. Англичане, американцы, финны, даже шведы и норвежцы... Годы идут, а ситуация не меняется: только российские группы в Европе по-прежнему мало востребованы. И не сказать ведь, что наши хуже играют?!

Борис Гребенщиков: С моей точки зрения, мировая музыка отличается от современной российской только тем, что наша в упор не хочет заниматься своей репутацией, продвижением, вложением денег... Да всем чем угодно, кроме самой музыки! Но если бы русские музыканты работали столько, сколько их коллеги на Западе, то и у нас все было бы в порядке.

В этом году вы решили проехаться по СНГ и Европе с концертами в честь 4000-летия "Аквариума" (на самом деле группе исполняется 40). Тоже пример того, как креативно заниматься своим продвижением?

Борис Гребенщиков: Нет, просто в этом году мы решили принять сознательное решение - отказаться от творчества, а все время и энергию направить на концертную деятельность. Поэтому новых песен в этом году все-таки не ожидается: у меня нет времени на то, чтобы их писать.

Заставила ли вас юбилейная дата посмотреть на творчество "Аквариума" заново и, может, наметить какие-то задачи еще на ближайшие 4000 лет?

Борис Гребенщиков: По счастью, "Аквариум" и социалистическое государство не имеют между собой ничего общего. Мы не строим планы, а зависим лишь от вдохновения. Мы делаем только то, что мы делаем сейчас. И дай бог, чтобы нам было что делать дальше. Сейчас наш концертирующий состав "Аквариума" - это такая большая семья, люди, с которыми я провожу все свое время. Причем на группу его уходит больше, чем на семью. Поэтому люди должны быть такими, чтобы нам всем было хорошо вместе. И в "Аквариум" все приходили как к себе домой... Сейчас с нами стал играть и замечательный ирландский барабанщик Лиам Брэдли. Выяснилось, что ему это интересно и нам тоже. Сколько времени это продлится - я не знаю. И никто из нас не знает, что будет завтра.

Если сегодня хорошо, то это уже славно, и этим надо дорожить. Вот так я вам отвечу на вопрос о ближайших планах.

"Аквариум" одним из первых в России начал выкладывать альбомы на сайте Krugi.ru с припиской "если хотите - платите сколько сможете". Новые доходы группы в нынешнюю пору развития электронного пиратства сопоставимы с гонорарами, которые вы могли бы получить, издавая песни только на CD и DVD?

Борис Гребенщиков: Когда человек начинает заниматься музыкой, ему стоит забыть про деньги. Вот если он увлечен музыкальным бизнесом, то дело другое. Вспомните Ван Гога - много ли он зарабатывал?! Для всех, кто занимается таким опасным делом, как искусство, его история должна стать примером. Нужно забыть не только про деньги, но и про любую безопасность. Ведь вопрос в том, что иначе от нас останется через какое-то время.

На рубеже "десятых" музыканты чаще пели о любви или вообще ни о чем, а теперь многие проявляют социальную активность, пользуются любой возможностью высказаться о том, что думают о процессах, происходящих в обществе. Вы тоже учитывали "тренд сезона", когда принимали решение сделать для "Аквариума" нынешний год тотально-концертным?

Борис Гребенщиков: Есть люди, которым не нужно кричать: "Смотрите на меня, какой я прогрессивный!" Они пишут и так хорошие песни, которые слушают люди. А есть те, которые не очень талантливы, и чтобы их заметили, приходится как-то обращать на себя внимание. Некоторые раздеваются догола и кусают критиков за ноги. Другие говорят: "А теперь я буду учить вас, как жить. Стану вашим умом и совестью..." А иные просто играют музыку, занимаются гениальным искусством. Вот они-то все в обществе и меняют в лучшую сторону. Даже не будем говорить про музыку. Я помню, проходил в школе прогрессивных критиков: Писарева, Белинского... Разве что-то от них осталось? Нет. А Пушкина знают и помнят все. При этом только ленивый не упрекнет Александра Сергеевича в том, что политически он делал вроде не то, что нужно... Но зато он занимался поэзией, душами и поэтому навсегда останется "нашим всем". А поэма "Кому на Руси жить хорошо" как не была особо нужна прежде, таковой и осталась. Это бессмысленно: один человек никогда не может решать за весь народ - что ему думать, что чувствовать...

Поэтому вы никогда и не участвовали в различных шествиях, маршах, политических дискуссиях?

Борис Гребенщиков: Я ничего не буду объяснять, просто приведу один замечательный пример. Был такой великий поэт Максимилиан Волошин, который жил в Крыму. И когда Коктебель занимали белые, у него укрывались красные. А когда приходили красные - он прятал белых. Вот у него, я считаю, истинно гражданская позиция.

Любой из нас, занимающийся творчеством, если станет принимать чью-то сторону, всегда будет выглядеть смешно. Понятно, что все мы за свободу. Но от хождения по улицам и площадям свободы не станет ни больше, ни меньше, как мне кажется... Да и Максимилиан Волошин был истинно прав.

Рок Самара Средняя Волга