С одной стороны, он должен обеспечивать реализацию демократических механизмов участия в управлении делами общества и государства, предоставлять возможность гражданам и их объединениям заявлять о своих правах и свободах путем проведения публичных мероприятий в установленных законом формах. С другой стороны, он не должен нарушать гарантии соблюдения общественного порядка и безопасности. Это важно не только для граждан, не участвующих в публичных мероприятия, но и для участников таких мероприятий.
Статья 31 Конституции Российской Федерации закрепляет право граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование. Таким образом, установлено только одно ограничение этого права: оно должно реализовываться мирно, без оружия.Вместе с тем Конституция допускает введение иных ограничений, установленных законом в той мере, в которой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Это положение части третьей статьи 55 Конституции Российской Федерации в полной мере согласуется с нормами Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 года.Федеральный закон следует рассматривать в контексте основных тенденцией развития зарубежного законодательства. Практически повсеместно наблюдается ужесточение санкций за нарушение законодательства о порядке проведения общественных мероприятий: митингов, шествий, демонстраций, пикетирований. Увеличиваются размеры штрафов. Вводятся санкции в виде общественных работ. Более широко применяется тюремное заключение.
Так, например, в Германии в соответствии с изменениями, внесенными в 2008 году в закон 1953 года "О собраниях", размеры штрафов были повышены до 30 тысяч евро, а срок лишения свободы увеличен до трех лет. В Великобритании за преступления, нарушающие закон "О публичном порядке", может быть назначено наказание в виде тюремного заключения на срок до десяти лет и (или) штраф без ограничения размера. Во Франции наказания за несанкционированный митинг (манифестацию) согласно Уголовному кодексу установлены в виде лишения свободы до шести месяцев и штрафа до 7500 евро.
Практически по всем нововведениям федерального закона можно найти аналоги в зарубежном законодательстве. Так, например, ответственность за ношение масок во время митингов и демонстраций предусмотрена законодательством Польши, Германии, ряда других государств. Особого внимания заслуживает введение федеральным законом нового вида административного наказания - обязательных работ.
При строгом соблюдении порядка его назначения оно может явиться более гуманным наказанием, чем применяемый сейчас административный арест. И, что важно, будет иметь общественно полезный характер. Вместе с тем необходимо тщательно проработать порядок его назначения и исполнения, чтобы исключить произвольное толкование. Это относится и к некоторым другим положениям федерального закона.