В компании "Гражданские самолеты Сухого" рассказали "РГ" о характеристиках самописцев, которые были на борту этого лайнера.
И напомнили, что расшифровка речевого самописца уже завершена на базе Индонезийского комитета по расследованию авиапроисшествия. Дешифровка проводилась специальной комиссией Национального комитета по безопасности транспорта Индонезии (NTSC) в присутствии российских экспертов. Они входят в состав всех пяти групп комиссии по расследованию: летной, инженерной, изучения вопросов человеческого фактора, полетных данных и административной. Дальнейшая процедура включает в себя декодирование данных параметрического самописца и моделирование, которое заключается в синхронизации всей параметрической, речевой и радиолокационной наземной информации и полной реконструкции полета. Предстоит проанализировать все отклонения от летных регламентов и норм безопасности в работе экипажа и техники.
На полную обработку и анализ данных может уйти несколько месяцев. Только тогда можно сказать наверняка какая цепочка событий привела к крушению. Помимо официальной комиссии Индонезии расшифровкой и моделированием последнего полета "Супеджет 100" занимаются российские эксперты Межгосударственного авиационного комитета (МАК) и компании-производителя. Ожидается, что индонезийская сторона в ближайшее время представит рекомендации для производителя самолета, организации воздушного движения, какие меры нужно предпринять, чтобы избежать аналогичных трагедий.
Но пока идет только обработка и анализ данных "черных ящиков". Эксперты пояснили "РГ" принципы работы и расшифровка бортовых самописцев. Они ведут запись основных параметров полета и переговоров экипажа. Впоследствии эти данные используются для выяснения причин летных происшествий. Первой централизованно устанавливать аварийные бортовые самописцы на самолетах гражданской авиации стала Австралия в 1960 году, через пять лет по этому пути пошли США. В нашей стране самописцы вошли в обязательный комплект после 1970 года.
На борту самолета "Супеджет 100" установлены два твердотельных аварийных регистратора, произведенного американской компанией: параметрический и речевой. Они представляют собой электронные блоки регистрации, помещенные в корпусы из нержавеющей стали и титана. Информация записывается на цифровые носители. Герметичный корпус может выдержать 60 минут сильного пожара до 1100°C или слабый огонь 260°C в течение 10 часов. А также серьезные ударные и статичные нагрузки. Ящики могут находиться в морской воде на глубине до шести тысяч метров в течение месяца. На речевой "черный ящик" записываются переговоры членов экипажа между собой и с диспетчером за последние 2 часа полета. Ящик, записывающий технические характеристики, может работать не менее 25 часов. Тот и другой самописец снабжен батареей на шесть лет - поддерживает запись в случае выключения внутренней электросети в самолете.
Параметрический самописец фиксирует более 500 позиций работы самолетных систем и двигателей, навигационные данные о высоте, курсе и режимах полета, предупреждения о возможности столкновения с землей. А также регистрирует все действия экипажа и отклонения от полетных заданий и регламентов, данные о работе двигателя, скоростных режимах, перегрузках, крен от нормального положения судна.