09.06.2012 00:51
Власть

В России могут появиться профессиональные лоббисты

В России может появиться новая профессия - лоббист
Текст:  Татьяна Шадрина
Российская газета - Федеральный выпуск: №131 (5804)
В России может появиться новая профессия - лоббист, не исключает заместитель министра экономического развития Олег Фомичев. И тогда тех, кто отстаивает в коридорах власти интересы определенных групп бизнеса или объединений граждан, заставят по полной программе отчитываться о своих доходах и расходах.
Читать на сайте RG.RU

И публично сообщать в Интернете о том, что они являются лоббистами, а также чьи именно интересы представляют. Для тех же, кто этого не сделает, будет работать нецивилизованно, могут ввести "драконовские меры", пояснил Фомичев. Причем к профессиональным лоббистам должны предъявляться требования не меньшие, а может быть, даже большие, чем к госслужащим, заметил он. Свои предложения по поводу того, кого именно можно считать лоббистом, какие правила они должны соблюдать, минэкономразвития подготовит к концу декабря.

Но пока все эти "развилки" только обсуждаются. Напомним, что поручение организовать такое обсуждение содержится в Национальном плане противодействия коррупции на 2012-2013 годы. И вчера минэкономразвития провело международный семинар по вопросам организации и правового регулирования этой деятельности. Дело в том, что пока самого понятия "лоббизм" в российском законодательстве нет. В стране уже существует прозрачная процедура публичных консультаций, когда проекты законов и ведомственных актов публично обсуждаются с бизнесом. Но есть и другой метод продвижения интересов, когда представители компаний или отдельных отраслей "решают" вопросы, непосредственно общаясь с чиновниками или депутатами. И эта часть сейчас полностью находится в тени, признает Фомичев. Лоббизм, пояснил он, не случайно рассматривается в увязке с противодействием коррупции, потому что здесь существует очень тонкая грань между цивилизованным отстаиванием интересов и попыткой сделать это через взятки, личные отношения, без какого-либо контроля со стороны общества. Именно здесь и надо навести порядок.

Между тем в мире существуют разные формы регулирования лоббизма. Например, в США принят специальный закон. И лоббизм там является профессией. При американском конгрессе зарегистрировано примерно 12-15 тысяч лоббистов. Работают они не бескорыстно, оборот этого рынка в США составляет около 3 миллиардов долларов в год. Но лоббисты обязаны отчитываться - сколько денег получили от компании, на что потратили. А вот если какие-то группы доносят свое мнение до власти в рамках публичных процедур, то тогда они лоббистами не считаются. В европейской схеме отдельного закона о лоббизме нет, но, например, в Германии существует закон, регулирующий взаимодействие бундестага с лоббистами. России как раз и предстоит определиться, какую схему избрать для себя. Так, если у нас будет выбрана американская модель, надо создавать систему администрирования этой деятельности, прорабатывать инструменты, каким образом стимулировать тех, кто сейчас занимается лоббированием перейти в формальный статус, замечает Фомичев.

Эксперты ранее высказывали разные мнения по поводу того, как лучше регулировать лоббистскую деятельность в России. Некоторые аналитики считают, что надо взять на вооружение американский опыт. Другие полагают, что лучше оговаривать взаимодействие власти с представителями общества и бизнеса и делать ставку на СРО. Например, прописать, чтобы заключение СРО было обязательным при рассмотрении законопроектов в Госдуме. А частные контакты бизнеса с представителями власти исключить.

Госуправление