12.06.2012 14:05
Общество

Умер непобедимый кубинский боксер Теофило Стивенсон

Текст:  Николай Долгополов Максим Макарычев
В понедельник вечером в Гаване в возрасте 60 лет скоропостижно скончался один из величайших боксеров-любителей в мировой истории Теофило Стивенсон. Трехкратный олимпийский чемпион, которого называли самым любимым спортсменом Фиделя Кастро, умер у себя дома от сердечного приступа.
Читать на сайте RG.RU

В 1970-е - начале 1980-х годов непобедимый Стивенсон, выступавший в самой престижной, тяжелой категории любительского бокса (свыше 81 килограмма), считался, пожалуй, самым популярным боксером в мире. Кроме него, титулы трехкратных олимпийских чемпионов по боксу имеют только легендарные венгр Ласло Папп и кубинец Феликс Савон, ставший преемником Стивенсона в тяжелом весе.

Он родился в городе Пуэрто Падре на Кубе в семье иммигрантов, отца Теофило Стивенсона Паттерсона, выходца с Сент-Винсента, и матери Долорес Лоренс из Сент-Китса, поселившихся на острове в 1920-е годы. Теофило Стивенсон-младший был поздним ребенком, но с детства отличался незаурядными физическими данными. Первые спортивные уроки ему дал отец, который сам провел на ринге 7 боев, но ушел из бокса, разочаровавшись в коррумпированной системе оплаты спортсменов в тогда еще дореволюционной Кубе. Стивенсон-младший начал свою профессиональную карьеру в 1969 году. Большая заслуга в формировании Стивенсона принадлежит советскому специалисту А.Червоненко, который вывел кубинских боксеров в разряд сильнейших в мире.

О фактурном и габаритном кубинце мир заговорил, когда он в финальном бою мюнхенской Олимпиады 1972 года убедительно победил главную надежду американской сборной по боксу Дуанна Бобика. За это яркое достижение Стивенсон в числе лучших спортсменов социалистических стран был удостоен звания "заслуженный  мастер спорта СССР". Далее следовали победы одна краше другой: на чемпионате мира в Гаване в 1974 году в бою с еще одним выдающимся спортсменом - американцем Марвином Стинсоном, титулы олимпийского чемпиона в Монреале в 1976 году, чемпиона мира в Белграде в 1978 году, наконец, третий титул победителя Олимпиады, в Москве в 1980 году.

Стивенсон завершил свою карьеру также ярко, как начал, уйдя с ринга после победы на чемпионате мира в Рено в 1986 году. За свою карьеру он провел 332 боя, в 310 из которых одержал победу. Два поражения в 1970-е годы он потерпел от советского боксера Игоря Высоцкого, чей талант высоко ценил.

Стивенсон запомнится великим патриотом своей родины, остро переживавшим бегство своих подопечных на Запад. Самому Стивенсону американцы сулили золотые горы, но он отказался перейти в профессионалы и уехать тренировать за границу. Так, за бой с лучшим боксером-профессионалом Мохаммедом Али Стивенсон предлагали сумасшедший по тем временам гонорар в 5 миллионов долларов. Но он отказался.

Стивенсону, который был внесен в список пяти наиболее выдающихся деятелей Латинской Америки ХХ века, принадлежит знаменитая фраза: "Я не поменяю любовь 10 миллионов кубинцев на миллион долларов".

Личное

По ком звонит боксерский гонг

Николай Долгополов

Теофило Стивенсон запомнился мне молчаливой статью. Красавец - парень, скульптуру которого ваять бы Родену. То того величественно был сложен этот темнокожий гигант.

Впервые увидел его еще в Монреале ив 1976-м. Не было во всем великом тогда кубинском спорте человека немногословнее Стивенсона. На него наседали северо-американские журналисты, задавали вопросы, а он через переводчика давал лаконичные ответы. Смысл их заключался в том, что свою Родину - "патрию" Кубу он ни на что не променяет.

А затем мы даже вместе соревновались. К счастью, не на ринге. На Всемирном фестивале молодежи и студентов в Гаване бежали символическую фестивальную милю. Тут был и великий кубинский олимпийский чемпион Хуанторена, и Стивенсон, который пыхтел на дистанции также, как и все мы, и другие спортивные знаменитости из десятков стран. На финише всех нас ждали грамоты, мы обменялись рукопожатиями, а потом поговорили с Фиделем Кастро.  

В Москве во время последней Спартакиады народов СССР мы встретились со Стивенсоном. Переводил кубинский журналист, хорошо Тео знавший. И тут Стивенсон без излишних сантиментов говорил, что никогда не променяет Кубу на профессиональный бокс с его миллионами. В то время много говорилось, что Стивенсон - единственный тяж в мире, кому под силу побить Мухаммеда Али. Стивенсон же демонстрировал полнейшее равнодушие к этой теме.  Гораздо больше и охотнее он рассуждал об Игоре Высоцком. Тот, славный парень, но не такой всенародно прославленный, как Стивенсон, сумел дважды, если мне не изменяет память, победить кубинца. Вокруг этого и вертелось интервью.

У меня сложилось впечатление, что Стивенсон в эти уже 1980-е переживал. Да, он сохранил верность Родине. Но ему было по силам сделать гораздо большее. Мне думается, что и стать чемпионом среди профи. Но стоило бы ему дать разрешение биться в профи, и на эту тропинку вступили бы и другие соотечественники. А время для такого еще не пришло. Увы, его коллеги по рингу, жаждавшие признания, бежали с острова. Впрочем, никто из них не добился лавров Стивенсона.  

Утраты