"Мурманск" принадлежит одному из рыбацких колхозов. Вина капитана заключается в том, что его команда перерабатывала на борту траулера выловленную рыбу, которая потом перегружалась на транспортные суда. Сергей Васильев был оштрафован по инициативе представителей Пограничного управления ФСБ России по Мурманской области. Пограничники считают, что федеральный закон о рыболовстве не дает прибрежникам права перерабатывать свои уловы на борту судов и перегружать их на транспорты.
Руководитель рыбколхоза Константин Кудинов категорически не согласен с претензиями пограничников. По его словам, пограничники путают понятие "переработка" с необходимой в процессе промысла обработкой рыбы, которая не запрещена законом. Кроме того, как указал в своем письме еще в июле 2011 года бывший заместитель председателя правительства РФ Вячеслав Володин, закон о рыболовстве разрешает прибрежникам "приемку, транспортировку и выгрузку водных биоресурсов в определенные места доставки, что предполагает использование не только рыбодобывающих, но и транспортных судов". Однако силовики и суд не считают это письмо достаточным аргументом.
По словам начальника морской инспекции Пограничного управления ФСБ России по Мурманской области Дмитрия Скибы, штрафы на рыбаков налагает суд, решения которого комментировать он не может.
Тем не менее рыбаки будут оспаривать беспрецедентный штраф в Мурманском областном суде. Константин Кудинов отмечает, что пограничники не доказали факт, что выловленная "Мурманском" рыба перерабатывалась. Они отмечают, что улов волей-неволей нужно обработать на борту, иначе он быстро испортится. Если считать это "переработкой", то ловить рыбу вообще нет смысла. А перегрузка рыбы на транспортные суда используется не для того, чтобы продать рыбу за рубеж, а чтобы сберечь промысловое время и топливо, не тратя его на переходы к порту и обратно.
Такие колоссальные штрафы не назначают даже браконьерам, подчеркивает Константин Кудинов. Чтобы его выплатить, Сергею Васильеву не хватит жизни, поскольку в среднем капитан-прибрежник получает 60-70 тысяч рублей в месяц.
Кстати
Аналогичный штраф на сумму 11 миллионов теперь выплачивает еще один мурманский капитан. Недавно он вышел на пенсию, и теперь его доход составляет 16 тысяч рублей, из которых половина перечисляется государству.