13.06.2012 00:51
Власть

Вячеслав Шпорт: Молодые комсомольчане готовы помочь городу

Переход на выпуск продукции хай-класса спас промышленные предприятия Комсомольска-на-Амуре от банкротства
Текст:  Анатолий Кикоть
Российская газета - Федеральный выпуск: №132 (5805)
Комсомольск-на-Амуре известен на весь мир благодаря собираемому здесь лайнеру "Сухой Суперджет 100". Этот город еще и оборонно-промышленный центр Дальнего Востока. Как получается, что сейчас все крупные предприятия работают здесь с полной загрузкой мы решили разузнать у губернатора края Вячеслава Шпорта.
Читать на сайте RG.RU

Вячеслав Иванович, Комсомольск-на-Амуре по российским меркам город небольшой - всего-то 280 тысяч жителей. Однако все 80 лет своей истории он на виду у страны. В чем, на ваш взгляд, причина?

Вячеслав Шпорт: Действительно, о Комсомольске заговорили еще до того, как был заложен первый камень в основание города. Сотни добровольцев записывались на дальневосточную стройку. На трудовой подвиг звала высокая патриотическая цель - стремление "воздвигнуть крепость индустриализации".

Первые строители "Дальпромстроя" высадились на амурском берегу 10 мая 1932 года. В это трудно поверить, но уже в ноябре 1938 года, возведенный ими судостроительный завод, передал Тихоокеанскому флоту первую подводную лодку Л-11. Авиастроевцы прибыли 1 июня того же 1932 года, а в мае 1936-го в воздух поднялся легендарный Р-6.

В тридцатые годы в стране гремели три стройки: ДнепроГЭС, Магнитка и Комсомольск-на-Амуре. Укрепление экономической и оборонной мощи страны стало национальной идеей, которая и мобилизовала, и сплачивала.

Патриотизм комсомольчан ярко проявился в годы Великой Отечественной войны. Из цехов авиастроительного завода прямо на фронт отправлялись дальние бомбардировщики. Со стапелей судостроительного комбината сходили боевые корабли - крейсеры и эсминцы. В самый разгар войны - в 1942 году - были введены и выдали первую продукцию для фронта металлургический завод "Амурсталь", нефтеперерабатывающий и аккумуляторный заводы. Вот какую крепость индустриализации возвели первостроители в таежной глухомани всего за десять лет!

Вся история Комсомольска-на-Амуре - это история замечательных человеческих свершений. С городом неразрывно связаны судьбы людей, которых знает вся страна. Дорогу в небо в комсомольском аэроклубе открыл для себя Алексей Маресьев- будущий знаменитый летчик и настоящий человек. Отсюда, с берегов Амура, прозвучал призыв Валентины Хетагуровой к женщинам поддержать строителей нового города. В местном краеведческом музее хранится скафандр космонавта Валерия Рюмина, родившегося в Комсомольске-на-Амуре. В окрестностях города прокладывала свою первую лыжню трехкратная олимпийская чемпионка Юлия Чепалова.

У города в рабочей спецовке - достойное место в ряду оборонных центров России. Напомню, что в бюджете Советского Союза Комсомольск-на-Амуре был обозначен отдельной строкой, что подчеркивало его особое значение для экономики страны. Не утрачено оно и в наши дни. В начале нынешнего года Владимир Путин провел совещание по вопросам развития оборонно-промышленного комплекса именно в Комсомольске-на-Амуре. Для жителей города это много значит, они чувствуют: для новой России этот город важен и необходим как никогда.

Вы - коренной комсомольчанин. Какие события из биографии города вам особенно дороги?

Вячеслав Шпорт: Судьба у него поистине героическая. Это обстоятельство отразилось на характере комсомольчан. Стоит мне, как и многим землякам, услышать легендарное "город на заре" - душа молодеет.

Много раз убеждался, что этот подъем ощущают и люди, которые в силу обстоятельств сменили место жительства, уехали в другие регионы. Город щедро одаривает всех, кто причастен к нему, особым чувством товарищества, единения, человеческой солидарности. Комсомольчанин - это своего рода знак качества, а Комсомольск-на-Амуре - судьба.

Ее истоки в далеких тридцатых. Зимой 1934-го на лесозаводе закончились запасы сырья. Нависла угроза остановки строительства города и заводов. Штабеля бревен лежали в десяти километрах, на другом берегу Амура. Транспорта не было. Оставалось ждать, когда вскроется река. Но в этом случае будет потеряно столько времени!

Неожиданное решение предложил инженер Василий Сухнев: выдолбить во льду канал, заполнить водой и сплавить по нему бревна. Шесть суток первостроители гнали и гнали по десятикилометровому каналу лес от озера Пивань до заводского затона. Главное - не останавливаться ни на минуту, не дать мартовской воде застыть. Замерзшие, насквозь промокшие строители жгли на льду костры, чтобы согреться и обсушиться. Этот знаменитый сплав был назван походом за бревном обороны.

Со школьной скамьи испытываю чувство гордости от того, что могу назвать себя комсомольчанином. После армии пришел сборщиком-клепальщиком на авиационный завод. Зашел в цех - и ахнул. Какая мощь, какие масштабы! Я и сейчас преклоняюсь перед родным заводом, где делают лучшие в мире самолеты. И перед людьми, владеющими замечательной профессией. Идешь по улице, навстречу - заводчанин, обычный, кажется, с виду, человек. Пожимаешь руку, разговоришься про жизнь. А увидишь этого человека в цеху и понимаешь: ну какой же он обычный - он делает самолеты!

Чувство причастности к делу исключительной важности жило во мне все годы работы на заводе: и когда был рабочим, и когда стал главным инженером - техническим директором крупнейшего авиационного производства. Оно не покидало меня и во время работы депутатом Государственной Думы, не оставляет и сейчас, на посту губернатора Хабаровского края. Авиация не только закаляет характер, она выстраивает жизнь.

Во многих городах России я встречался с рабочими, инженерами, коллегами- депутатами, а в последнее время - с коллегами-губернаторами. Какое бы ни было снисходительное отношение к далекому таежному Комсомольску-на-Амуре, достоверная информация всегда меняет это мнение. Стоит только рассказать о том, чем живет город, о продукции ведущих предприятий, люди неизменно удивляются: "Там делают самолеты?". Небольшой по численности населения и по территории город. Да и от Москвы, как говорится, десять тысяч верст. А славится своей продукцией на весь мир.

Вячеслав Иванович, раньше журналисты любили спрашивать: "Есть ли место героизму в наши дни?" Скажем, вышла бы сейчас современная молодежь на сплав леса по ледовому каналу?

Вячеслав Шпорт: И минуты не усомнюсь: молодые комсомольчане всегда готовы прийти на помощь родному городу. Верю, что и на ледовый канал вышли бы в случае необходимости. Но только прежде механизировали бы трудоемкий процесс.

У каждого поколения - свои подвиги. Для нынешних комсомольчан "ледовый канал" - это лучший в мире самолет, корабль высшего класса, прокат и нефтепродукты европейского стандарта.

В наши дни доброе имя Комсомольска-на-Амуре создают уже правнуки первостроителей. Они чтут подвиг своих предшественников, строят достойную жизнь для себя и своих детей. И делают это также искренне, с такой же любовью, с которой возводили город на Амуре их прадеды в далеких тридцатых. В этой преданной любви к родному Комсомольску - сила юбиляра, его надежда на лучшее будущее.

Как сейчас развивается город?

Вячеслав Шпорт: Комсомольск-на-Амуре - промышленный центр. Перестройка и экономический кризис основательно нарушили ритм работы предприятий оборонного комплекса. Ушел государственный заказ, обеспечивающий их загрузку. Но благодаря масштабной, грамотной и глубокой модернизации наше авиационное производственное объединение (КнААПО) смогло приступить к реализации трех перспективных проектов. Осваивается производство современных боевых самолетов СУ-35С. Продолжаются испытания истребителя пятого поколения. По программе гражданского авиастроения компания "ГСС" выходит на серийный выпуск пассажирского среднемагистрального лайнера "Сухой Суперджет 100". В результате доля гражданской продукции в общем объеме производства КнААПО достигла 20 процентов.

В 2,7 раза по сравнению с 2009 годом вырос оборонный заказ в судостроении. В основном это произошло за счет увеличения лимита финансирования для Амурского судостроительного завода (АСЗ). В последние годы на его стапелях заложено два корвета. Сегодня завод нуждается в техническом перевооружении, серийных заказах. Предприятию по силам подтвердить то высокое качество, с которым здесь строили атомные подводные лодки.

В 2011 году гособоронзаказ для предприятий Хабаровского края - а он размещен, в основном, в Комсомольске-на-Амуре - по отношению к предыдущему году был увеличен почти в полтора раза, а в сравнении с 2009-м - в четыре.

В минувшем году наблюдалась высокая динамика в металлургическом производстве - более 110 процентов. Уже выпущено более 730 тысяч тонн проката. Реализуется масштабная программа модернизации нефтеперерабатывающего завода. Она позволит расширить номенклатуру продукции, увеличить глубину переработки нефти.

Город сам растит кадры для промышленности. Действует образовательная вертикаль - от лицея до вуза - подготовки будущих авиастроителей, металлургов, корабелов, нефтепереработчиков, строителей. Комсомольск-на-Амуре богат талантами в спорте и искусстве. Новые технологии приходят в образование и здравоохранение.

Но каждый комсомольчанин знает: город живет благодаря своим предприятиям. Здесь надеются, что неплохие перспективы Комсомольску-на-Амуре открывает курс на развитие ОПК страны, тем более что из федерального бюджета на эти цели выделяют 23 триллиона рублей.

Искренне убежден, что сейчас нужно уделять все внимание решению социальных задач. Сейчас стабильно растут экономические показатели, поэтому пришло время активнее заняться улучшением жизни наших горожан, в частности, возведением жилья. Однако собственных сил и средств на это у предприятий пока не хватает. Мы приходим на помощь: правительство региона участвует в софинансировании строительства жилья для авиастроителей и корабелов.

Регионы Хабаровский край Дальний Восток