14.06.2012 00:09
В мире

В Вене прошел международный фестиваль "Винер Фествохен"

В Вене размышляют о публике
Текст:  Наталья Якубова
Российская газета - Федеральный выпуск: №133 (5806)
"Винер Фествохен" принадлежит к числу самых значительных и престижных в международном масштабе фестивалей; и в то же самое время - это "фестиваль для людей", то есть не столько профессиональная ярмарка, чья цель - обслужить группу приезжих экспертов, сколько повод привлечь внимание местных жителей как к гастрольным спектаклям, так и к собственным продукциям. По времени фестиваль растянут на полтора месяца, больше одного спектакля в день здесь заезжему рецензенту посмотреть почти невозможно, зато все названия поставлены в программе по нескольку раз, охватывая оптимальное число зрителей.
Читать на сайте RG.RU

Верхом ориентации на собственную публику стал в этом году проект группы "God’s Entertainment” под названием "Австрийцы, интегрируйтесь!", на который приглашаются исключительно граждане Австрии. В течение трех уик-эндов в трех разных районах Вены будут разбиты "лагеря интеграции", где предлагается подключиться к образу жизни сербов, хорватов, боснийцев, чернокожих уроженцев Африки, турок, курдов и цыган. Минимальный пакет "услуг" включает 2-4 часа интеграции; тех, кто хочет по максимуму, приглашают на 2-3 дня по плану "все включено" (бесплатно!) и с просьбой не покидать на это время лагерь и воздержаться от телефонных звонков...

В рамках той же спецпрограммы - ff, т.е. forum festwochen - представлены еще два спектакля, поставленные специально для фестиваля: "Gastarbeiter opera revisited”  и "Made in Austria”. Первый был заявлен как переосмысление одноименного - скандального для тогдашней Югославии - спектакля Желемира Жильника, поставленного в 1977 году в Суботице и ставшего единственной театральной работой знаменитого кинорежиссера югославской "черной волны".

Александр Николич, уже не первый год занимающийся культ-анимацией пост-югославского комьюнити в венском клубе БОЕМ, придумал ряд инсталляций, на которые потенциальные зрители-участники приглашались на протяжении пяти вечеров начиная с конца апреля. Конечный продукт подается как документальный спектакль, но немудрено, что на деле оказывается скорее юго-вечеринкой, с пивом, рыбкой и песнями (возможно, частично, из оригинала 35-летней давности, но утверждать это трудно, поскольку имя Жильника загадочным образом исчезло из программки итогового продукта). Некую схожесть с "Капиталом" немецкой группы "Римини протокол" придавают перемежающие музыку разговоры "экспертов", порой весьма мудреные, порой незамысловатые.

В "Gastarbeiter opera” наибольшее впечатление производит то, насколько накачаны разнообразными мотивировками любители, которым, по всей видимости, впервые приходится адресовать свои умения широкой публике - все же речь идет о главном венском фестивале. В свете теорий о "cultural empowerment” - т.е. необходимости дать голос людям, по той или иной причине вытесненным за пределы мейнстримного дискурса -достигнут несомненный успех.

Иную стратегию избрал Олег Сулименко в перформансе "Made in Austria”. Практически все "дети разных народов", которых он выбрал для своего документального спектакля - люди, уже имеющие навык обращения к той или иной аудитории: учительница (необычной красоты при этом турчанка), оперная певица из Армении, танцовщик из Москвы, экскурсовод из Уругвая, 22-летняя американка, успевшая побывать фотомоделью... Мы сидим на верху башни Donauturm, за столиками ресторана типа "Седьмого неба", медленно поворачивающегося над панорамой австрийской столицы.  У каждого столика - свой рассказ, своя история; эдакий сеанс одновременной игры, где по известным знакам - например, на звуки вальса "Голубой Дунай", - участники закругляются, чтобы перейти к следующему столику и там опять рассказать свою историю. Историю хорошо поставленную, хорошо заученную - где будет немножко добродушной критики в адрес принявшей их страны, где походя, с улыбкой китайской прямо-таки вежливости, будет вскользь упомянуто о "тирании", "диктатуре", "гражданской войне" на родине (или, просто, что "в Америке на самом деле плохо жить"), и в конце концов будет сделано немало комплиментов Австрии вообще и Вене в частности, где все тихо, спокойно и супер-медленно...

Главным хитом "Оперы гастарбайтеров" стала песня "We don’t need no integration” (переделанная из "I can’t get no satisfaction”). В других номерах - раздавались громогласные обвинения капитализму, империализму и патриархии. "Эксперты" поминали классовую борьбу, в которую, мол, теперь особым классом должны быть включены "гастарбайтеры". (Хотя, конечно, ясно, что Австрия стала "юго-раем", по крайней мере в том смысле, что на этой территории народы бывшей Югославии кажутся заново объединившимися). На этом фоне ясно, насколько с других позиций приближается к проблеме Олег Сулименко. В его интерпретации, конечно, никакого класса "гастрарбайт6еров" не существует, а есть более или менее удачливые индивидуальности - которые, благодаря умению себя презентовать, могут "пробиться" и, в конце концов, даже достичь того, чтобы стать героями престижного театрального проекта.

Австрия