В Воздушном кодексе должна быть "страховка" для пассажира даже по невозвратным билетам. Бизнес просто обязан нести больше рисков, чем потребители услуг, считает председатель Союза потребителей России Петр Щелищ. Поэтому необходимо заложить условия, когда тот, кто вернул дешевый невозвратный билет, сможет получить деньги за него, если билет купил другой пассажир. Но пока в предложенных Минтрансом поправках в Воздушный кодекс, которые выставлены на обсуждение на сайте Минэкономразвития, больше выгоды для перевозчиков.
И получается, что если авиакомпания продала второй раз дешевый билет, то первому пассажиру вернут только затраты за его бронирование. А тот, кто полетит по этому билету, заплатит за него еще раз. В итоге авиакомпания имеет двойной барыш. Однако нужно найти компромисс, считает Щелищ. Иначе авиаперевозчики будут опускать до минимума планку стоимости на невозвратные билеты, чтобы привлечь к ним внимание. И отбивать цену на остальных билетах, на которые приходится почти 80 процентов продаж. Это, конечно, невыгодно пассажирам, не желающим рисковать и покупать невозвратный билет с фиксированной датой. В их числе, кстати, могут оказаться и те, кто отправляется в командировку. Но вряд ли бухгалтерия организации пойдет на риск и позволит бронировать билеты, деньги за которые невозможно вернуть, даже с вычетом затрат за бронирование.
Впрочем, пассажир, решивший отказаться от полета по невозвратному билету, должен получать деньги только после того, как сданный им билет купят, замечает Щелищ. Для этого в открытом доступе должна быть информация о заполняемости самолетов.
При этом стоимость сданного билета, проданного второй раз, не должна быть выше опциона, полагает собеседник "РГ".
В проекте поправок, правда, все же предусмотрен возврат денег по дешевому тарифу в том случае, если человек не смог лететь из-за болезни. Но при этом в проекте документа не прописано, как именно пассажир должен доказывать причину невылета. Нужно ли, например, для получения денег вызывать врача и брать больничный лист?
Между тем невозвратные билеты разрешены в большинстве стран. И, как напомнили "РГ" в Минтрансе, до 2009 года перевозчики по собственной инициативе уже вводили в тарифную сетку невозвратные билеты. Но тогда для такой схемы не было правовой основы, и Федеральная антимонопольная служба потребовала ее отмены. Сейчас, если человек отказывается от полета не позднее чем за сутки, ему возвращают полную стоимость билета. Если же до вылета осталось менее 24 часов, пассажиру придется заплатить специальный сбор. При этом возвращается около восьми процентов всех билетов. И в случае принятия законопроекта, по предварительным расчетам, экономия российских авиакомпаний может составить около 23 миллиардов рублей в год. А суммарное снижение тарифов на пассажирские авиаперевозки составит 6,8 миллиарда рублей в год. По мнению разработчиков, такое снижение будет иметь не меньший эффект, чем субсидирование авиаперевозок на Дальний Восток. В пояснительной записке к проекту документа прогнозируется, что невозвратные билеты будут покупать социально незащищенные слои населения.
Предполагается, что они станут своеобразной заменой low-cost, то есть дешевых перевозчиков. Как пояснил "РГ" глава аналитического агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев, если будут введены такие тарифы, может снизиться стоимость самых дешевых билетов. А вот средний тариф практически не изменится. При этом в высокий сезон, то есть во время летних и зимних каникул, у перевозчиков хорошая заполняемость кресел. Но они могут вводить невозвратные билеты, когда спрос на перевозки падает. Разные классы бронирования билетов, объясняет Пантелеев, существуют и сейчас. Причем чем дешевле билет, тем больше по нему ограничений для пассажира, уточняет он. Однако, как отмечает эксперт, после банкротства нескольких крупных перевозчиков пассажиры практически перестали покупать билеты загодя, а предпочитают брать их в последний момент.
Когда именно в России могут появиться невозвратные билеты, разработчики законопроекта прогнозировать не стали. После заключения Минэкономразвития и доработки он будет выставлен на обсуждение общественности на сайте Минтранса. И лишь после корректировки с учетом высказанных предложений проект закона может быть отправлен в правительство и затем в Госдуму. Успеют ли принять проект закона до конца года, неизвестно.