14.06.2012 00:30
В мире

Корреспондент "СОЮЗа" побывал в железнодорожной столице Беларуси

Корреспондент "СОЮЗа" побывал у колыбели Белорусской железной дороги
Текст:  Владимир Бибиков (bibikov@sb.by)
Союз. Беларусь-Россия - Федеральный выпуск: №22 (554)
Если надо съездить в Барановичи, стараюсь сделать это по железной дороге. Хотя 150 километров, отделяющие город от Минска, можно быстро и с комфортом преодолеть и по скоростной автотрассе международного уровня. Однако что-то в душе противится этому. Все-таки не зря Барановичи иногда называют железнодорожной столицей Беларуси (хотя руководители местного отделения Белорусской железной дороги возражают, думаю, из скромности), о чем свидетельствует и наличие в городе двух вокзалов, и присутствие на его гербе старинного паровоза. И то, что сам город, куда еще в 1871 году пришла стальная колея Смоленск - Минск - Брест, своим появлением обязан именно железной дороге. Так что являться туда на автомобиле было бы, на мой взгляд, признаком неуважения. Особенно когда едешь в первый и самый представительный в стране музей железнодорожной техники.
Читать на сайте RG.RU

С историей отрасли, которая в Беларуси в этом году отмечает свое 150-летие, сталкиваешься уже на привокзальной площади станции Барановичи - Полесские. Массивный матово-черный паровоз на постаменте и сейчас излучает силу и солидность. По соседству - старинное одноэтажное здание красного кирпича, где находится музей Барановичского отделения Белорусской железной дороги. А по другую сторону вокзала в скверике среди сосен на площади 2,3 гектара уютно разместилась экспозиция, которую ни под какую крышу не упрячешь - 70 старинных паровозов и вагонов, а также их более молодые сородичи-тепловозы, платформы и цистерны, различные машины для строительства и обслуживания стального пути. Рядом с небольшим зданьицем, которое я про себя окрестил домиком станционного смотрителя, огромный "журавль" - семафор. Есть в экспозиции и телеграфный аппарат в деревянном корпусе и множество других экспонатов из эпохи, когда на перрон в облаках пара и угольного дыма под резкие свистки локомотива прибывали долгожданные составы. Для фанатов всяческих машин и механизмов все это - сущий клад.

- Вчера в нашем музее побывали одиннадцать экскурсионных групп, - с гордостью говорит мой провожатый, председатель совета ветеранов Барановичского отделения БЖД Петр Демидович Тур.

- Школьники, студенты, будущее которых так или иначе связано с железной дорогой. Завтра приезжают снимать эпизоды киношники. Я во многих музеях побывал в Германии, России. Но там в основном только вагоны, паровозы. А у нас есть все, без чего не может обойтись железная дорога, - от молотка для забивания в шпалу костылей до колокола с буквами МПС, которым когда-то оповещали об отправлении состава. Предприятия, представившие сюда раритеты, до сих пор ухаживают за ними...

За посещение музея железная дорога денег не берет. И есть в этом что-то символическое. Ведь за каждым экспонатом - конкретные судьбы, чувства, переживания. Вот приходит старичок: пустите повидаться с паровозом-кормильцем. Как взять с него, отдавшего дороге всю жизнь, плату?! Вообще преданность "железке" порой поражает. Иные династии в сумме служат в отрасли до 300 лет. Путейцы Мазюки, например, насчитывают уже шесть поколений. Машинисты Яновичи - пять. Работа железнодорожника всегда была трудной и ответственной, но государственной, а значит, неплохо и регулярно оплачиваемой, престижной. И, наверное, в чем-то романтичной. Петр Демидович Тур, например, выросший на "чыгунке" от мастера пути до главного инженера отделения дороги, до сих пор помнит, как мальчишкой впервые увидел окутанный паром и дымом паровоз.

Вот и почетный железнодорожник, машинист Василий Иванович Скоморох, нередко заглядывает в музей. На железной дороге он с 1962 года. Начинал на паровозах. Водил и тот, что стоит сейчас на запасных путях - марки "Эм" - модернизированный, значит, выпущенный в далеком 1934 году на Луганском паровозостроительном заводе. До выхода "на пенсию" машина прошла более двух миллионов километров, таская за собой грузовые составы.

- Первые паровозы, на которых я работал, были на угле, - разговорить Василия Ивановича оказалось делом нелегким. - До Слуцка, где загружались торфом для местной электростанции, и обратно - две сотни километров, часов 6 дороги. Тонн 8, а то и 10 угля за это время кочегару в топку надо было забросить. К концу пути вся бригада была черной от пыли и дыма. Но прежде чем сдать машину сменщику, все в кабине нужно протереть керосином и вытереть насухо, чтобы не осталось и пылинки. И только потом шли в душ и на отдых. Хотя вызвать в рейс могли в любую минуту.

Много в Барановичах и других уникальных экспонатов. Маневровый трехосный паровозик для предприятий, солидные машины серии "Л", выпущенные в 1946 и 1952 годах в Коломне и Ворошиловграде. Есть двухосная теплушка 1928 года рождения. И пассажирские вагоны разного класса - такие сейчас увидишь разве что в кино на историческую тему. Особая часть экспозиции посвящена железнодорожным войскам (например, внушает уважение грозным видом платформа с двумя счетверенными зенитными крупнокалиберными пулеметными установками). И неспроста. Еще в 1876 году в Барановичах были расквартированы две железнодорожные роты, а через 10 лет создана первая в мире железнодорожная бригада, впоследствии давшая начало самостоятельному роду российских войск. Прикрытие железнодорожных магистралей на случай военных действий и сегодня один из аспектов белорусско-российского сотрудничества, уже в рамках Союзного государства.

Организаторы Барановичского музея железнодорожной техники предполагают дополнить со временем экспозицию панорамами и диарамами на темы из прошлого стальных путей сообщения. Но это не значит, что паровозы безвозвратно ушли в прошлое! Машинистов для управления этими машинами до сих пор готовят в центре по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров Гомельского отделения БЖД. А в Бресте, где также есть музей железнодорожной техники, ребята могут пройти практику на действующих паровых локомотивах. Подменять ими тепловозы и электровозы никто, разумеется, не собирается. Но идея пустить по стальным магистралям ретропоезд в кабинетах управления Белорусской железной дороги витает. Возможно, это будет участок между Гродно и станцией Поречье. Именно там на отрезке трассы Санкт-Петербург - Варшава без малого 150 лет назад открылось первое железнодорожное движение по территории современной Беларуси. В Поречье даже сохранился вокзал тех времен.

А пока, возвращаясь в Минск, я захожу в современный европейского уровня электропоезд региональных линий. Обтекаемая, похожая на самолетную кабина машиниста, проводницы в стильной форме - кажется, все так и говорит о скорости. В столицу мы с комфортом долетаем всего за полтора часа. И в этом, как бы ни хотелось хоть разок прокатиться на паровозе, - наше будущее.

В тему

В январе - апреле 2012 года по железной дороге из Беларуси в Россию перевезено более 21,9 миллиона тонн грузов - почти на 12 процентов больше, чем год назад. В том числе экспортных грузов перевезено почти на три четверти, а в контейнерах - почти наполовину больше. Специалисты связывают это с началом деятельности Единого экономического пространства Беларуси, России и Казахстана. В частности, Белорусская железная дорога активно участвует в российском проекте "Транссиб за 7 дней".

Беларусь