14.06.2012 00:42
Экономика

Российским компаниям нужно вкладывать деньги в отечественные разработки

Всемирный банк поможет России правильно тратить деньги на инновации
Текст:  Юлия Кривошапко
Российская газета - Федеральный выпуск: №133 (5806)
Отдачи от финансовых вложений в инновации в России приходится ждать вдвое дольше, чем во многих других странах.
Читать на сайте RG.RU

Почему это происходит, как повысить эффективность инвестиций? На эти и другие вопросы в интервью "РГ" ответил советник по инновационной политике Всемирного банка Питер Линдхольм.

Как вы оцениваете развитие инноваций в России?

Питер Линдхольм: С точки зрения различных международных рейтингов, Россия сильно отстает. Она явно занимает не те позиции, которые могла бы. Не могу сказать, что для изменения ситуации ничего не предпринимается. Россия наращивает инвестиции в инновации, отдача есть, но не так быстро, как хотелось бы. Это видно и в сравнении с другими странами. В России от вложенной в инновации одной тысячи рублей можно получить отдачу года через два, а, к примеру, в Тайване тот же эффект будет через год. В общем, результатов, на которые все рассчитывают, пока нет.

Но я не склонен к пессимизму. У России огромный потенциал. Поэтому вопрос, может ли страна изменить свое место в рейтингах инновационной активности или нет, даже не стоит. России просто необходимо это сделать.

Инновации сегодня - необходимое условие для экономического процветания любого государства. А если речь идет о некоторых крупных российских компаниях, то многие из них могли бы стать более конкурентоспособными, если бы расширили масштабы своей инновационной деятельности.

Что, на ваш взгляд, мешает России развивать инновации?

Питер Линдхольм: Факторов много. Один из них - уровень инвестиций. Я не сказал бы, что он достаточно высок. Я сказал бы, что объем инвестиций растет, но он по-прежнему меньше, чем тот, который имеет место в странах со сходным уровнем развития экономики.

Впрочем, есть масса факторов, которые с деньгами не связаны. И как раз эти факторы изменить гораздо сложнее. Прежде всего это отношение к инновациям. Возьмем, например, науку. Очень немногие из ученых полагают, что формируемые ими знания должны в приоритетном порядке найти свое применение на практике. И это очень плохо. Нужна мощная система, которая быстро бы выводила результаты научных исследований на рынок. Причем не только на российский, но и на мировой. Я не говорю, что сами ученые обязаны этим заниматься. Но они должны быть заинтересованы и всячески готовы содействовать процессу вывода на рынок новых технологий. На сегодня в России уже существуют элементы подобной системы, но они пока еще не очень эффективны, поскольку система еще до конца не сложилась.

Еще одна важная деталь - отношение к инновациям со стороны бизнеса. Конечно, покупать иностранные технологии, как это делает сейчас большинство российских компаний, проще. Но российские компании должны понимать, что это продукт "второй свежести", то есть этим технологиям уже как минимум лет 10-15 - как раз столько времени уходит на то, чтобы разработать инновацию и вывести ее на рынок. Деньги нужно вкладывать в российские разработки. Только в этом случае у компании есть шанс занять лидирующие позиции на рынке. При этом преимущество, на мой взгляд, нужно отдавать высокотехнологичным "стартапам", которые сейчас уже начали появляться. Кроме того, также не следует замыкаться на каком-то отдельном регионе. Нужно расти, выходя на глобальный уровень.

Вообще у многих российских специалистов может сложиться впечатление, что в плане инноваций уже столько всего в стране сделано, что можно "спокойно почивать на лаврах". Но такой подход таит в себе большую опасность. На сегодняшний день ситуация на рынках инновационных технологий меняется слишком быстро, и даже поднявшись на гребень волны, удержаться на нем очень сложно. Вот один из примеров: посмотрите на сферу информационных технологий. Компания "Нокиа" еще недавно была первой в мире и благодаря ей Финляндия вырвалась в десятку ведущих мировых держав в области инноваций. Но прошло три года, и все изменилось. Даже такая мощная компания стала быстро проигрывать более расторопным конкурентам.

Всемирный банк подготовил для России пилотную программу создания региональной инновационной обсерватории. Что это за проект?

Питер Линдхольм: Начнем с того, что это не проект Всемирного банка в чистом виде. В числе наших партнеров министерство экономического развития, Внешэкономбанк, "Роснано", "Российская венчурная компания" и российские регионы.

Все они сегодня заинтересованы в том, чтобы появился инструмент, который помог бы оценить, насколько эффективно используются бюджетные средства, выделяющиеся на развитие инноваций, и каким образом эту эффективность можно было бы повысить. Наш проект как раз и рассчитан на создание такого инструмента. Кроме того, мы хотим помочь российским регионам разработать собственные инновационные стратегии, которые помогли бы добиться максимального экономического эффекта от каждого вкладываемого в эту сферу бюджетного рубля.

Как все это будет выглядеть?

Питер Линдхольм: Наши специалисты посетят 10 российских регионов и выберут из них четыре пилотные территории, с которыми и будут работать в ближайшие полтора года. В этих регионах они проведут ряд исследований, опросов и интервью с теми, кто создает и внедряет инновации, чтобы выяснить текущую ситуацию и составить конкретные планы инновационных мероприятий для региональных правительств. Они помогут региональным участникам более эффективно мобилизовать существующие и будущие ресурсы на достижение экономического роста и развитие конкуренции. И повысить возможности российских регионов по продвижению своих активов в глобальной экономике.

Эффективность реализации этих планов впоследствии будет оцениваться с помощью системы специальных показателей, разработанных на этапе анализа региональных ситуаций. Эти показатели и лягут в основу региональной инновационной обсерватории, создаваемой для обеспечения мониторинга и контроля над реализацией указанных в планах мер в соответствии с изначальными целями, сроками и бюджетами. Мы рассматриваем данный процесс примерно так же, как рассматривают его венчурные инвесторы: вложение денег, разработка бизнес-плана, определение ключевых показателей результата. Позже эту модель можно будет тиражировать и в других регионах. Знание ситуации и наличие конкретных планов действий позволят региональному руководству более точечно вкладывать бюджетные средства в инновационные проекты. Проще будет ориентироваться и федеральному правительству, когда нужно будет решить, как распределять поддержку между регионами.

У каких регионов есть шанс стать пилотными?

Питер Линдхольм: Мы хотим отобрать регионы, где уже развернута масштабная инвестиционная деятельность и которые отличаются развитой промышленностью. Такие, как Томская и Новосибирская области, Татарстан.

Кроме того, одним из главных условий будет заинтересованность местных руководителей в том, чтобы внедрять инновации, и готовность заниматься этим не на словах, а на деле. К слову, говоря об инновациях, я имею в виду не только новые технологии. Это новые подходы в сфере управления и работы с клиентами, новые способы привлечения финансирования, - словом, все аспекты работы предприятия.

Кто будет финансировать проект и какова его стоимость?

Питер Линдхольм: Скажем так, он будет финансироваться из средств консорциума, куда входят "Роснано", "Российская венчурная компания", Внешэкономбанк. Четыре пилотных субъекта Федерации, которые станут участниками проекта, тоже внесут свой финансовый вклад, и, конечно, определенные средства предоставит сам Всемирный банк.

Конкретная стоимость проекта и доли каждого участника пока еще не определены. Это будет известно чуть позже. Могу только сказать, что доли финансирования распределяются примерно поровну между всеми участниками проекта. Мы считаем, что именно такая схема обеспечит его успешную реализацию.

Россия - специфическая страна и то, что здесь пишется на бумаге, не всегда становится реальностью. Вы это учитывали?

Питер Линдхольм: Я уже почти 20 лет работаю в России, поэтому прекрасно понимаю здешнюю специфику. Риск, о котором вы говорите, действительно существует. Именно поэтому мы так рады, что одним из наших партнеров является господин Бортник (Иван Бортник - исполнительный директор Ассоциации инновационных регионов России. - Ред.). Он поможет нам избежать ошибок, которые мы могли бы совершить как иностранные специалисты, владеющие мировым опытом, но не столь досконально - некоторыми "российскими реалиями".

При этом не нужно забывать, что проект самым тщательным образом будут контролировать все участники процесса. Несмотря на то что представитель одного из наших партнеров - Внешэкономбанка - по не зависящим от него причинам - не смог лично присутствовать на подписании меморандума, все произошло ровно так, как и заявлял председатель ВЭБа Владимир Дмитриев Всемирному банку. Проект ВЭБ поддержал, и меморандум был подписан, хотя и несколькими днями позже.

Цифра

10,7 триллиона рублей прямые инвестиции в 2011 году

Инвестиции Всемирный банк (ВБ)