14.06.2012 15:50
Культура

Вологодский художник изобрел краску, которая рисует сама

Художник из Вологды создал краску, которая сама рисует деревья
Текст:  Светлана Цыганкова
Российская газета - Неделя - Северо-Запад: №0 (5807)
Оригинальные картины создает вологодский художник Павел Смирнов: деревья экзотической красоты, неземные цветы... Вглядываясь в них, пытаешься разобраться и понять, как все это сделано. Оказывается, что причина волшебства - необычная краска, которую придумал сам Павел.
Читать на сайте RG.RU

Это первая в мире краска, основанная на фракталах - саморастущих структурах, которые бесконечно повторяют сами себя. Она создает фигуры, записанные в ее внутренней программе и, получается, рисует сама, без участия человека, достаточно положить на грунт несколько капель.

Павел Смирнов по профессии - химик, он закончил Вологодский государственный педагогический университет. После вуза пошел работать в школу, но зарплата учителя не позволяла нормально жить молодой семье с ребенком. Поэтому оформился на завод, где трудился рабочим на пилораме, а по ночам разгружал вагоны. Затем был журналистом, маркетологом, а сейчас занят исключительно созданием чудо-краски.

Российская газета: Павел, как родилась такая идея?

Павел Смирнов: Я всегда увлекался живописью - писал абстрактные картины. В поисках новых эффектов стал добавлять в краски разные вещества. И как-то раз, закончив одну работу, вылил остатки своих экспериментальных красок на чистое полотно. Утром же обнаружил, что некоторые капли краски сами по себе превратились в "деревья". Это были очень маленькие - не более пяти миллиметров длиной, но настоящие дендриты (древовидные кристаллы, относящиеся к группе фракталов), и они сами выросли на моей картине. Я стал разбираться, какое вещество дает такой эффект. Это была трудная загадка: дендриты родились в смеси, состоящей, наверное, из сотни веществ.

Экспериментировал дома на кухне. У меня не было ни приборов для химического анализа, ни лаборатории. Не было даже химической посуды для опытов: на все это просто не хватало денег. Отказывая себе во многом, покупал реактивы и красители, чтобы продолжить опыты. Химические колбы заменял баночками из-под детского питания, а лабораторные пробирки - одноразовыми шприцами. Когда говорил друзьям, что хочу создать саморисующую краску, они крутили пальцем у виска. Я провел тысячи неудачных опытов. Первые дендриты обнаружил в 2009 году, а надежные краски разных цветов, способные храниться и не терять свои свойства, создал только в 2011-м.

Использовал самые разные краски: масло, акрил, гуашь. Однажды даже купил на барахолке ящик старых художественных красок, сохранившихся на чердаке старого дома. Эти краски возрастом лет 30-40 были в свинцовых тубах, с оторванными и нечитаемыми этикетками. Работал и с ними. Меня вообще всегда тянуло на разные эксперименты: делал картины-панно с микросхемами от компьютеров, с шестеренками и разными мелкими предметами. Мастерил фантастических существ из подручных материалов. Мне ближе по духу современное искусство, чем традиционная академическая живопись.

РГ: Но все-таки как краска может сама расти?

Смирнов: Процесс роста дендритов очень похож на рост живого растения. Из круглой капли, словно из семечка, вырастают тоненькие веточки. Они быстро растут, ветвятся и превращаются в длинные побеги с сотнями ответвлений. Кажется невероятным, но ветви дендрита "чувствуют" друг друга. Они останавливают свой рост, когда приближаются к соседним дендритам. Если место занято, то рост прекращается, и дендрит начинает двигаться в другую сторону - туда, где есть свободное пространство для развития. Я уверен, что фрактальная краска - лишь первая ласточка в группе красок нового поколения - красок "с памятью". Моя краска рисует с помощью дендритов, но уверен, что можно создать краску, которая будет рисовать благодаря фракталам иной формы.

РГ: Эта краска имеет разные оттенки?

Смирнов: Созданы краски трех цветов - синего, красного и зеленого. Они могут смешиваться для создания промежуточных оттенков.

РГ: А зачем в принципе нужна такая краска?

Смирнов: Она позволяет создавать картины с беспрецедентной сложностью рисунка. Подделать их трудно даже при помощи современной техники, вручную (кистью или пером) - и вовсе невозможно. Толщина ветвей - тоньше человеческого волоса, а ветвей этих - миллионы, и каждая имеет свои боковые ответвления. Эта краска позволяет создавать действительно уникальные картины, повторить которые не сможет даже сам автор. Одна ее капля ведет себя на полотне как живое существо.

Живопись Вологда Северо-Запад