- Сати, какое место, на ваш взгляд, занимает классическая музыка в нашей сегодняшней реальности?
Сати Спивакова: Вы выдели это место на церемонии ТЭФИ (программу наградили последней в категории "Профессии", когда в опустевшем зале остались лишь самые стойкие- Прим. С.А.). Долгое ожидание "разбросало" мои мысли, и я их в последний момент даже собрать не успела. Уже потом я подумала, что не все сказала на сцене.
- А что именно вы не сказали, получая ТЭФИ?
Спивакова: Если ведущему этой части церемонии Виктору Набутову казалось, что он смешно сострил, сказав, что в нашей стране большинство населения даже не подозревает, что на такую тему выходит телепередача, то мне от этого стало грустно. Захотелось ответить: "Вот поэтому мы так и живем!" Конечно, номинацию, посвященную классической музыке, ставят на церемонии последней, и, оказывается, что программ о ней почти нет, кроме нашей, "Абсолютного слуха" и "Классики жанра", ну может ещё нескольких невидимок. Увы, выбор невелик!
- В то же время, когда на Новый год на "Культуре" показывают концерт Венского филармонического оркестра, это считается событием.
Спивакова: Но показывают-то первого января утром. Когда просыпаются только те люди, что способны это оценить. Потому что остальные, которые накануне смотрели все эти...
- "Оливье шоу"...
Спивакова: ...они еще либо догуливают, либо отсыпаются... Я - не сноб и не ханжа. Очень люблю качественную эстраду, хорошее шоу. Но вижу, как у нас на потребу мифической толпы идет опошление даже тех исполнителей, которые могли бы быть генераторами в своем направлении. Они начинают скатываться все ниже, мол, я буду попроще...
Коммерция - не моя сильная сторона. Но и мне понятно - чтобы получить результат, надо вложить средства. Это как в гомеопатии: когда надо человека вылечить от какой-то болезни - одна таблетка не поможет, даже самая лучшая. Нужно каждый день пить по шесть шариков. И в течение месяцев, а то и лет. Может, следует отвести небольшое время на крупном федеральном канале, даже в ущерб рейтингу и регулярно давать в эфир хорошую музыку? Я не предлагаю поставить самого элитарного дирижера с симфонией Брукнера. Но сделать хотя бы что-то, чтобы появлялись качественные концерты с хорошими исполнителями, с классическими хитами - для начала - нужно. Приманить именами и узнаваемыми мелодиями, которые у многих на слуху, пусть даже из-за звонков мобильных телефонов!
Наблюдения за кулисами
- Вы на телевидении уже 11 лет...
Спивакова: Сама точно не могу подсчитать. Когда снимали первый цикл, я даже не думала, что у этой истории будет продолжение. Тогда мы делали программу о Кольмарском фестивале. Туда приехал Сергей Сидоренко с канала "Культура". Он попросил дать ему интервью, расспрашивал про Кольмар, у меня было хорошее настроение, и я стала вспоминать, про Иегуди Менухина... И вдруг Сергей говорит: "У меня есть идея сделать цикл программ, где вы мне просто наговорите в камеру, с кем из выдающихся музыкантов вам довелось встречаться ". Это было в конце 90-х - начале 2000-х годов. Мы тогда жили в Париже, я редко приезжала в Москву, дочки были еще маленькие, у Володи не было такого количества концертов в России, как сейчас. И, буквально играючи, мы сделали девять таких программ. Они выходили с периодичностью раз в месяц в течение 2000-го года. Назывался цикл: "Сати Спивакова. Мои истории". Программа шла 26 минут - прямой монолог в камеру. Мои наблюдения за музыкантами - жизненные, бытовые, за кулисами. Героями были Кисин, Ростропович, Светланов, Плисецкая, Вишневская...
- Это же огромная ответственность - рассказывать, скажем, про Ростроповича.
Спивакова: Я же рассказывала о том, чему была свидетелем. Конечно, ответственность, но, с другой стороны, я не осознавала масштаба события в плане телевизионном. Снимали это все у нас дома. Гримировалась сама. Оператор приезжал, устанавливал камеру, периодически ломая то стул, то ширму... Немного кустарная история
- Когда она перестала быть кустарной?
Спивакова: В те годы я уже была знакома с Виталием Яковлевичем Вульфом, как-то раз стыдливо показала ему одну из программ. Виталий Яковлевич предложил поинтересоваться - возможно, на Первом канале можно сделать формат поинтереснее. И карта так легла. Это заинтересовало Константина Эрнста и Ларису Синельщикову. Тогда был жив Андрей Разбаш, и он, как продюсер, взялся делать со мной новый проект. Назывался он "Сати".
Опросник Марселя Пруста
- И это был формат...
Спивакова: Интервью. Мне было интересно попробовать этот жанр. Нарисовать телепортрет человека моими глазами, сложить мозаику из ощущений, воспоминаний, пристрастий. Героями программы были артисты, художники, режиссеры, спортсмены, писатели.. Свою роль сыграло и то, что я говорю на нескольких языках, и могу поговорить с иностранцами. У меня тогда было два портрета очень известных модельеров-дизайнеров - Джона Гальяно и Кристиана Лакруа. Мы потихоньку искали еще какую-то интересную форму - каждый раз какой-то параллельный образ. При этом я в себя не верила, долго пристраивалась к камере.
- Взять интервью нужно тоже особое умение.
Спивакова: Мне всегда это было интересно. К счастью, в то время судьба свела с потрясающей женщиной, одной из самых фантастических тележурналистов в мире, с Барбарой Уолтерс. Она американка, которая брала интервью у многих выдающихся персон: от Билла Клинтона до Джека Николсона. Мы много говорили с ней тогда, в начале 2000-х... Я училась и присматривалась. Во мне жило странное чувство - комплекс человека, который приходит в профессию в возрасте, когда уже сформирован, а ему ещё надо много чего себе доказать. И подтверждение того, что, видимо, мне до сих пор мешает вечная неуверенность в себе - пришло относительно недавно. Только сейчас, после ТЭФИ, могу впервые об этом рассказать. Ещё в 2001-м году, начиная снимать программу "Сати" на Первом канале, я всё искала, что бы придумать в интервью, чтобы оно было более манким и художественным. И мне пришло в голову использовать знаменитый "Опросник Марселя Пруста". Пруст заполнял анкеты, будучи подростком, в альбом своей подруге Антуанетте, дочери будущего французского Президента Феликса Фора. Анкеты нашли в рукописях Пруста, ответы были признаны очень оригинальными, опросник вошел в историю под его именем, неоднократно переиздавался во Франции. В эфир вышло три выпуска с "Опросником Марселя Пруста" в финале программы "Сати", первый - с Вячеславом Полуниным. А потом... меня попросили этого не делать.
- Слишком глубоко было в то время для Первого канала?
Спивакова: Не знаю. Тогда я не стала отстаивать свое мнение. С 2008 года стала выходить программа "Познер". И каждый раз Владимир Владимирович предлагает своим гостям "Анкету Марселя Пруста". Я редко смотрю телевизор, но на этом сделал акцент мой муж, он закричал так, что я прибежала: "Вовочка, что случилось?" Он: "Ты слышишь? У Познера в программе - "Опросник Марселя Пруста".
Плисецкая оказалась моей счастливой звездой
- А на канале "Культура" шли навстречу вашему желанию экспериментировать?
Спивакова: На "Культуре" с 2005 года шел мой проект "Камертон". Он выходил почти пять лет. Программа "Сати. Нескучная классика" - музыкальное ток-шоу - впервые появилась в эфире в 2010 году. Интереснее, чем это, в моей телевизионной жизни пока ничего не было. Счастье, что "Нескучную классику" сразу же отдали телепродюсеру Марго Кржижевской. Именно она выпускала и "Камертон" с первого до последнего дня. Тогда, беседуя с ней, я говорила: "Мне тесно - давай что-нибудь поменяем". На что Марго, со свойственной ей мудростью и терпением, отвечала: "Подожди! Сделаем! Чуть позже!" Было обидно, что "Камертон" выходил по пятницам в шесть часов вечера, два раза в месяц. Кто в шесть вечера в пятницу смотрит программу о классической музыке? Только интеллигентные пенсионерки, у которых нет денег, чтобы купить билет в консерваторию.
Сильная сторона программы "Камертон" была в том, что я могла приглашать на съемки иностранных музыкантов, которых хорошо знала лично.
- Сколько у вас иностранных языков?
Спивакова: Интервью могу взять на трех: на французском, английском и испанском. Мы снимали и во Франции - съемочная группа вылетала ко мне летом, и мы записывали человек по семь, и в Америке, и в Германии - там, кстати, я снимала Гидона Кремера. В Люксембурге - Марию Гулегину. Но мне уже так хотелось делать что-то другое... И формат музыкального ток-шоу, когда можно рассказывать истории не только для музыкантов, но и для людей, которые любят музыку и хотят знать о ней как можно больше - оказался тем, о чём я мечтала! Мне повезло, что с приходом на канал Сергея Леонидовича Шумакова идея такого ток-шоу была воспринята с энтузиазмом! Кстати, практически весь коллектив, работавший в "Камертоне", перешёл в "Нескучную классику". Так что новое ток-шоу родилось усилиями соратников, маленькой сплочённой команды понимающих друг друга людей. Это очень важно!
- Первая программа "Сати. Нескучная классика" у вас была с Майей Плисецкой.
Спивакова: Да. Она - моя счастливая звезда. Майя Михайловна снималась в каждой из моих программ - и на Первом канале, и в Камертоне. И с Родионом Константиновичем Щедриным - ее мужем - мы делали интервью. Мы много лет дружим, поэтому Плисецкая как-то легко согласилась стать моей первой гостьей! У Майи Михайловны оказалась "легкая нога"...
- Я была на съемках вашей программы с Константином Райкиным, Раду Поклитару и Евгенией Образцовой, посвященной постановкам "Ромео и Джульетты". И меня поразило вот что - обычно на площадке вопросы ведущим в "ухо" подсказывают, или они стоят с айпадом или папкой и читают то, что им пишут редактора. Но когда увидела у вас тетрадку с собственноручно написанными вопросами…
Спивакова: Это, наверное, атавизм. Я иногда очень долго готовлюсь - ночь сижу, пишу. Так воспитана - перевоспитываться поздно. Все пишу сама, вплоть до подводок. Музредактор Вадим Журавлев подбирает материал по теме, которую мы часто вместе придумываем. Он же собирает эдакий информационный "скелетик". А потом я начинаю искать - что-то в Интернете, а что-то в книгах. Дело в том, что в ГИТИСе, где я училась на актерском факультете, педагоги старой школы - Нина Петровна Панкова или Иосиф Михайлович Туманов - учили нас, что роль надо переписать от руки в тетрадь. Потом мне об этом говорил еще и Владислав Игнатьевич Стржельчик. Пока от руки не перепишешь роль, ты ее не выучишь.
- Вы писали?
Спивакова: Всегда! Я могу читать очень быстро и много - не запомню ничего, пока от руки не перепишу. В моих тетрадках - план всей программы. Могу даже не написать вопрос целиком. Ставлю опознавательные знаки. Вот недавно: мне нужно было задать вопрос Николаю Луганскому. Как-то во время другой программы выдающийся пианист и педагог Дмитрий Башкиров говорил о том , как часто на сцену выпускают еще не готового ребенка - кажется, что, если он способен сыграть технически, то уже может осмыслить сложное произведение. И Башкиров привёл пример: если к нему привозят девочку лет 15-ти и говорят, какая она способная, какой виртуоз, он спрашивает, что она играет и получает ответ: "Аппасионату" Бетховена, он говорит: "До свидания!". Я себе в тетрадь записала три слова: "Башкиров"- "Аппасионата" - "До свидания", и уже помнила о чем вопрос.
Меня "вылечила" Земфира
- Классическая музыка - она лечит?
Спивакова: Любая хорошая музыка лечит. Разумеется, не от гриппа и простуды
- Мы с вами говорим о том, что в мире информационных технологий у людей часто, что называется, голова не на месте. И они ходят слушать классику, чтобы упорядочить мысли.
Спивакова: Я надеюсь... Надеюсь, что они вообще ходят слушать музыку. Не знаю, какая именно категория людей. Но все это говорю не потому, что я - апологет классической музыки. Меня саму, например, в какой-то момент вылечила Земфира. Она мне очень легла на душу альбомом "Спасибо". Там есть несколько потрясающих песен.
- Вы бы ее к себе в программу пригласили?
Спивакова: Пригласила бы, но она не пойдет. Я хорошо знаю Земфиру и, именно зная ее, не осмелюсь просить о том, от чего она явно откажется.
- Я слышала, что и вы сами были в таком же положении - отказались сниматься у Киры Прошутинской в программе "Жена".
Спивакова: А меня никто и не звал. Если позовут - откажусь.
- Видимо, и не звали, заранее зная, что откажетесь.
Спивакова: Знаете, когда в нашей стране стал возникать институт глянца, я еще не работала на телевидении. Так получилось, что в Париже познакомилась с представителями журналов "Офисьель"," ELLE" и многих других, меня часто стали для них фотографировать. Так что еще до того, как стала телеведущей, была на слуху и на виду. А о чем со мной можно было говорить тогда? Карьера актрисы у меня оборвалась, едва начавшись! Разумеется, я интересовала всех, прежде всего, как ЖЕНА: Как мы познакомились, как поженились, какие складывались отношения... такой своеобразный, вечный "караван историй". Но в глянце же должна быть биография и судьба, там нужна определенная драматургия. И вот я, всякий раз в меру своего понимания, о чем можно говорить, а о чем не надо (потому что у всех должны быть какие-то зоны, куда никого не впускают)- ее выстраивала. И уже, кажется, одна шестая часть суши знает как мы с Владимиром Спиваковым познакомились...Столько раз я об этом рассказывала..
- Что программу вы бы уже не выдержали.
Спивакова: Выдержать-то выдержу! Просто ради чего? Хотя Киру Прошутинскую очень уважаю.