15.06.2012 00:01
Культура

Гид-парк: Вышла книга Леонида Бородина "Киднепинг по-советски"

Текст:  Павел Басинский
Российская газета - Федеральный выпуск: №135 (5808)
Леонид Бородин. Киднепинг по-советски и другие рассказы. - М.: Изд-во журнала "Москва", 2012.
Читать на сайте RG.RU

Вышла первая посмертная книга замечательного русского писателя Леонида Ивановича Бородина.

Он ушел из жизни в ноябре 2011 года, но успел буквально накануне смерти вместе с постоянным автором "РГ" журналисткой Татьяной Шабаевой составить сборник своих лучших рассказов. Он почему-то был уверен, что это его последняя книга. Но будем надеяться, что не последняя. Сейчас журналом "Москва", где Бородин долгое время и до конца дней работал главным редактором, задумано издание его Полного собрания сочинений в 7 томах, куда войдут его проза, поэзия, статьи и интервью.

Журнал также объявил об учреждении литературной премии имени Леонида Бородина, которая будет присуждаться, начиная с будущего года, по трем номинациям: "Проза", "Поэзия" и "Публицистика".

Это очень благое дело, потому что имя этого человека не должно быть забыто нашей литературой.

Я немного знал его лично и должен сказать, что кроме того, что это был прекрасный писатель, это был невероятно интересный и крайне загадочный человек. Он был диссидентом, но особого рода. В 1965 году Бородин вступил во "Всероссийский социал-христианский союз освобождения народа" (ВСХСОН), программа которого, по словам самого Леонида Ивановича, состояла в следующем - христианизация политики, христианизация экономики и христианизация культуры. После разгрома организации был осужден Ленинградским областным судом по статье 70 УК РСФСР "Антисоветская агитация и пропаганда". На суд защищать Бородина пришли абсолютно разные по воззрениям люди. Среди них была и Белла Ахмадулина. Бородин находился в заключении в Мордовии и Владимирской тюрьме с 1967 по 1973 год. Срок наказания отбывал полностью. Именно в это время его начинают печатать в эмигрантском журнале "Посев", его замечают в Европе, но, конечно, ни строчки не печатают в СССР.

Его приход в литературу на родине был достаточно громким и начался с публикации в "перестроечной" России повести "Третья правда" о судьбе двух сибирских крестьян во время Гражданской войны. И вся его проза пронизана исканием "третьей правды".

Леонид Бородин, как писатель и общественный деятель, никогда не склонялся до конца ни в одну, ни в другую крайности русской общественной мысли, он искренне искал какой-то третий путь для России, не принимая ни оголтелого "западничества", ни безудержного "славянофильства". Бывший диссидент и почти революционер, он, как в свое время Лев Тихомиров, в зрелые годы стал "государственником" и противником всякой революции. Его очень любил и особенно выделял Александр Солженицын, и не случайно Леонид Бородин одним из первых был удостоен литературной премии его имени.

Наверное, самой лучшей и загадочной вещью Бородина была повесть "Царица смуты" о Марине Мнишек, созданная в мордовском лагере, с неожиданным взглядом на нашу историю.

В посмертный сборник вошли замечательные рассказы писателя: "Этого не было", "Рыбалка в Южной Англии", "Черничное варенье", "Выйти в небо", "Лютик - цветок желтый", "Однажды в отпуске" и другие. Давший название сборнику рассказ "Киднепинг по-советски" повествует - в весьма ироническом освещении - о диссидентской среде 60-70-х годов. Но ирония Бородина никогда не беспощадна. Он был мудрым человеком и хорошо понимал слабости людские, но и твердо верил в достоинство человеческое.

Литература