За право называть его своим художником спорят, минимум, три страны: Россия, Белоруссия, Франция. Сам он написал: "Отечество мое - в моей душе. Вы поняли? Вхожу в нее без визы... Во мне растут зеленые сады,// Нахохленные, скорбные заборы, // И переулки тянутся кривые.// Вот только нет домов, // В них - мое детство". В этом описании безошибочно узнается Витебск, мир еврейского местечка, с многодетными семьями, крохотными лавками и богобоязненными стариками. Этим миром детства он поверял все. В 1922 г. в книге "Моя жизнь" он вспоминал, как мечтал "оседлать каменную химеру Нотр-Дама, обхватить ее руками и ногами да полететь! Подо мной Париж! Мой второй Витебск!". Вы можете смеяться, но это комплимент Парижу.
Так что неудивительно, что выставка в ГТГ, посвященная "истокам творческого языка художника", будет пронизана двумя рифмующимися для Шагала темами: Витебска и Парижа. Причем и тот, и другой мир для Шагала начисто лишен бытовой приземленности. Если Витебск для него - город, в котором улетают в небеса мальчишки и влюбленные, скрипачи и деды, то Париж для него - это Лувр. Лувр примирил его с чужбиной. "...Легче всего мне дышалось в Лувре. Меня окружали там давно ушедшие друзья. Их молитвы сливались с моими. Их картины освещали мою младенческую физиономию. Я как прикованный стоял перед Рембрандтом, по многу раз возвращался к Шардену, Фуке, Жерико". Он умел искать и находить свой небесный град везде. Как он напишет, "не только в технике искал я смысл искусства. Передо мной словно открылся лик богов".
Это открытие давало возможность дышать и жить. Оно пронизывало всю жизнь. В результате самые простые повседневные вещи оказывались почти волшебными в своей красе. Новая выставка Марка Шагала в Третьяковской галерее предлагает познакомиться прежде всего с графическим наследием художника. Тем самым - вроде бы предполагается, что она будет камерной. Но Мир Шагала - место встречи неба и земли, души и земных забот.
Среди знакомых работ - иллюстрации Шагала к "Библии" и "Мертвым душам", что показывались на предыдущей выставке "Здравствуй, Родина!" в 2005 году. Но кураторы проекта обещают представить уникальные раритеты. Среди более 150 работ никогда не показывавшиеся здесь портреты родных и близких: мамы и сестры, кузенов, жены и дочки, - сделанные в 1910-х годах. Плюс впервые можно будет увидеть альбомы Шагала из архива Блеза Сандрара, которые приобретены во Франции московскими коллекционерами. Из Франции прибыли коллажи 1960-1970-х годов, в том числе эскиз панно для Метрополитен-Опера "Триумф музыки".
Гораздо меньше у нас Шагал известен как скульптор. В Москву привезут его две мраморные скульптуры для фонтана 1964 года из швейцарского Фонда Пьера Джанадда. Наконец, впервые в России - "Свадебный сервиз" (1951-1952), расписанный им в честь свадьбы дочери Иды.