Их музыка, конечно, разительно отличалась от того, что звучало на Платоновфесте прежде: организаторы хотели привлечь внимание той части молодежи, которую в филармонию пока не заманишь. Концерт транслировался в интернете в режиме реального времени.
Приезд Brainstorm в Воронеж совпал с российской премьерой их нового диска, однако для знакомства с местной публикой музыканты отобрали в основном старые хиты.
- Нам показалось интересным поучаствовать именно в таком фестивале - где соединены многие направления искусства. Мы вообще не зацикливаемся на определенном формате - и на "Евровидении", как вы знаете, выступали, и на разогреве у Rolling Stones, и в прошедшем недавно в Санкт-Петербурге фестивале "Завтра", где играли на одной сцене с этно-джазовыми исполнителями вроде Нино Катамадзе, - сообщил солист Brainstorm Ренарс Кауперс.
Поскольку воронежский "форум" призван в числе прочего пропагандировать русскую культуры (и, в частности, творчество прозаика Андрея Платонова), участники латвийской группы не преминули отметить, что культура эта оказала на них серьезное влияние. В первую очередь, потому, что все они родом из СССР и поднимались не только на латышской, но и на русской "закваске" - кино, эстраде, литературе. Кауперс вспомнил, что его сильно впечатлил роман "Мастер и Маргарита". А Янис Юбалтс с теплым чувством отозвался о… пельменях и сырниках.
- Наша страна, находясь между Западом и Россией, подпитывалась из обоих этих источников - тем мы, пожалуй, и богаты, - подчеркнул фронтмен Brainstorm. - Нас вечно спрашивают о сложностях во взаимоотношениях коренного и русскоязычного населения Латвии. И мы неизменно отвечаем, что дружелюбно воспринимаем то, что в стране живут и русские, и поляки, и украинцы. Масштаб проблемы преувеличен, просто это хорошая тема для политических спекуляций.
Норвежцы из Kakkmaddafakka, в свою очередь, продемонстрировали знание другой сферы русской культуры.
- Я был в Санкт-Петербурге в 2006 году как виолончелист - в составе молодежного симфонического оркестра, - рассказал Аксель Винденес, - и был вдохновлен уровнем исполнения классики, который показали российские музыканты. Никто в мире не может сравниться и с мастерством ваших композиторов. В то же время я многое понял о России, когда решил прогуляться там до ближайшего магазина. Захожу, стоит немолодая женщина - и предлагает мне выпить водки! Мне было тогда 15 лет, в Норвегии в этом возрасте алкоголь нельзя ни пить, ни покупать. Я был ошарашен.
Само название Kakkmaddafakka, по словам членов группы, не означает ровным счетом ничего. Ребята живут в небольшом городке Берген, где "200 дней в году идет дождь, что очень располагает к тому, чтобы сидеть под крышей и фокусироваться на творчестве", объяснил Пол Винденес:
- Мы не играем black metal и другую агрессивную музыку, потому что сами люди незлые. Стараемся быть самостоятельными в финансовом плане. Дело в том, что в Норвегии государство вкладывает немалые средства в поддержку молодых музыкантов, но мы этим не злоупотребляем. Наверное, для старта получить какой-то грант и неплохо, но на "халяву" легко подсесть. Многие коллективы проводят больше времени, заполняя заявки на госфинансирование, чем занимаясь собственно музыкой.