Было сказано, что это делается для защиты нашего пункта материально-технического обеспечения ВМФ в сирийском порту Тартус. Назывался даже экипаж, которому поставлена такая задача, - команда большого десантного корабля "Николай Фильченков". Еще 7 июня со своих спутников-шпионов американцы якобы разглядели, как на БДК загружалась морская пехота, и теперь корабль "под всеми парами" следует к сирийским берегам.
Комментариев от официальных лиц российского минобороны не последовало. Единственным из военачальников, кто отреагировал на эту информацию, был заместитель главкома ВВС Владимир Градусов. Да и тот выразился весьма осторожно. Мол, военная авиация выполнит любой приказ Верховного главнокомандующего. Иными словами, если президент решит, что присутствие наших боевых кораблей возле Тартуса необходимо, то Военно-воздушные силы обеспечат их прикрытие на всем пути следования к далеким берегам.
Позже на российских информационных лентах появилось сообщение ИТАР-ТАСС, которое процитировало анонимный источник в Генштабе: "В связи с тем, что Средиземное море находится в зоне ответственности нашего Черноморского флота, вполне реально, что в случае необходимости его боевые корабли туда пойдут для выполнения задачи по обеспечению безопасности пункта материально-технического обеспечения российского ВМФ в Тартусе". Неназванный источник утверждал, что в полной готовности к выходу в море сейчас находятся несколько кораблей ЧФ с морскими пехотинцами на борту.
Чтобы проверить эти сведения, корреспондент "РГ" позвонил в минобороны и Южное оперативно-стратегическое командование, куда входит Черноморский флот. В Москве и Ростове-на-Дону сообщение о тайном походе "Николая Фильченкова" в Сирию назвали чушью.
- Этот корабль сейчас стоит на рейде в Севастополе, его хорошо видно с берега, - сказали в военном ведомстве.
А официальный представитель Южного военного округа Игорь Горбуль уточнил, что в пунктах постоянной дислокации находятся все корабли ЧФ. "В субботу из итальянской Мессины в Севастополь вернулся большой десантный корабль "Цезарь Куников". В других походах экипажи Черноморского флота не задействованы", - пояснил полковник.
Как же тогда быть с информацией из Генштаба? Эксперты, к которым корреспондент "РГ" обратился за разъяснениями, в принципе ничего предосудительного в ней не увидели. Дело в том, что Средиземноморье действительно относится к зоне ответственности Черноморского флота. Когда там появляются новые очаги напряженности, военные обязаны прогнозировать любые варианты развития событий. Тем более, если во взрывоопасном регионе есть российский флотский объект и обслуживающий его персонал. Случись в Тартусе большая заваруха, наших людей, возможно, придется оттуда эвакуировать. Быть может, даже с помощью военных кораблей. Но, во-первых, о боях в порту пока ничего не слышно. А во-вторых, решение - что, кого и когда отправлять в Сирию в любом случае будут принимать не в штабе Черноморского флота и даже не в минобороны. Это - прерогатива Верховного главнокомандующего.
Что же касается американской развединформации, то она явно играет на руку сторонникам силового разрешения сирийского конфликта. По опыту Ливии и некоторых других стран известно, что накануне таких военных операций США и их партнеры по НАТО, как правило, организуют информационную атаку. Ее цель - убедить мировое сообщество и Совет безопасности ООН, что иного пути, кроме военного вмешательства, для разрешения конфликта нет. Россия уже дала понять, что этот путь в Сирии для нее не приемлем. На решение отправить в Дамаск международный военный контингент мы, скорее всего, наложим вето. Поэтому в Вашингтоне могли придумать акцию, направленную на дискредитацию позиции Москвы. Если вспомнить события последних недель, то нас уже обвиняли в поставках Дамаску военных вертолетов для борьбы с повстанцами и строительстве радиолокационной станции на сирийско-турецкой границе. С помощью этой РЛС режим Ассада, якобы, теперь отслеживает перемещение отрядов оппозиции. "Деза" о походе российских боевых кораблей в Тартус отлично вписывается в сценарий информационной войны, которая может предшествовать отправке в Сирию войск НАТО.
Адмирал Игорь Касатонов, бывший первый заместитель главкома ВМФ России:
- Судя по выступлениям министра иностранных дел Сергея Лаврова и других представителей руководства страны, Россия настаивает на урегулировании ситуации в Сирии только политическими методами. Поэтому, я думаю, что любые сведения об отправке туда наших военных кораблей не имеют под собой оснований. Военное вмешательство - не та форма воздействия на конфликтующие стороны, которая может принести в регион мир и спокойствие. Шаги, которые Россия предпринимает по Сирии, на мой взгляд, достаточно эффективны.
Что же касается защиты нашего пункта материально-технического обеспечения ВМФ в Тартусе, то эту задачу должны выполнять не корабли Черноморского флота, а сирийское руководство и их военные. Двусторонний договор об аренде данного объекта я не подписывал, но знаю: его обязана защищать сирийская сторона.