Слава богу, есть футбол! Вчера вечером "яблочники" ради очередной игры прервали свой двухдневный съезд, а то бы заседали субботу-воскресенье без перерывов, ведь обо сне в пылу идейной борьбы они тоже забывают.
С другой стороны, отчетно-выборный съезд проводится раз в четыре года, а для председателя партии Сергея Митрохина - это вообще первое переизбрание, так что было сразу понятно, что есть о чем поговорить. Митрохин, надо сказать, превзошел сам себя: он рассказал практически обо всем, чем занимался последних четыре года и даже время от времени критиковал свое руководство.
Правда, у партии, заявляющей о себе как об оппозиционной, вызвала немало вопросов фраза Митрохина о возможности диалога с властью. "Мы сотрудничаем с властью во всех случаях, когда можем помочь гражданам России, - терпеливо пояснял позже журналистам Сергей Митрохин, - если для этого надо сотрудничать с властью - будем сотрудничать".
Что же касается его недостатков, то лучше всего, пожалуй, об этом высказался основатель партии Григорий Явлинский: "Есть ли у Митрохина недостатки? Конечно, сколько хотите! Но он умеет работать в команде и там недостатки минимизируются". Сам он отказался даже обсуждать идею о своем выдвижении.
Когда речь зашла о выдвижении кандидатов на выборах, то альтернативы ему не оказалось. "Мы к этому не привыкли, - озадаченно заметил член политкомитета Сергей Иваненко, который вел заседание, - ну, если нет других кандидатов - я воспринимаю это как доверие к председателю". "Яблочники" встрепенулись и предложили еще две кандидатуры, впрочем, те тут же заявили о самоотводе. В итоге 105 человек проголосовали "за", а 21 человек поставили галочку в графе "против всех" (всего на съезд приехали 145 человек).
- Партия выходит на очень сложный, но перспективный путь развития. Мы должны сейчас не просто уделять внимание подготовке к выборам, а готовиться к реальным победам. Мне кажется, что нам надо перейти к постановке более амбициозных задач: нас устроит только мощная фракция в следующей Госдуме и для этого надо мобилизовать все ресурсы, какие есть и с этой целью вести все переговоры с другими политическими силами, - заявил свежеизбранный председатель.
Впрочем, Митрохин уточняет, что союзов с "националистами" и "сталинистами" (леворадикалами) не будет. Подробная дискуссия по документу о коалиционном взаимодействии началась сегодня, но, в общем, понятно, насколько "яблочники" готовы уступать. "Мы хотим, чтобы сотрудничество начиналось с конкретных задач - не мешать друг другу на выборах", - заявил Митрохин. Он подчеркнул, что это коснется выборов всех уровней, включая губернаторские (ближайшие пройдут 14 октября).
- Мы будем делать все, чтобы наш протест был мирным и политически содержательным, - подключился Григорий Явлинский, - Главная наша задача - готовить нашу страну к новым выборам, и мы допускаем, что выборы будут гораздо раньше. "Яблоко" будет готово к тому, чтобы побеждать на любых выборах, в этом и есть смысл протестной работы. Мы ни в коем случае не должны допустить событий, как в Египте, когда недовольство граждан выливается в беспорядки и хаос. Задача "Яблока" - сформировать мощное демократическое движение, которое бы могло быть политически ответственным и финансово прозрачным, чтобы через четыре-пять лет взять власть.
Ближайшим союзником по взятию власти может стать "Демвыбор России" во главе c Владимиром Миловым: они уже совместно выдвигали список на муниципальных выборах в столице в марте, а теперь планируют сотрудничать на выборах в Саратовской области 14 октября.
- Я считаю, что любой уличный протест обречен на неудачу и вымирание, если он не подкреплен какой-то системной политической повесткой. "Яблоко" и зимой, особенно во время президентской кампании, было одной из тех организаций, которые, активно участвуя в протестном движении, практически единственное предлагало корневую повестку дня. Мы видим, что какие-то перспективы нарождающегося большого успеха - есть и я сегодня говорил о том, что предстоящие выборы в Мосгордуму - это такой этап, на котором ростки успеха можно превратить в большой урожай, - заявил Владимир Милов.
Он довольно скептически оценивает перспективы несистемного протеста: "Выводить миллион на улицу чтобы ушел Путин? Это несерьезный разговор вообще! Не выйдет никакой миллион, а даже если выйдет - с таким подходом как у нынешнего протестного комитета ничего с этим миллионом сделать не смогут. Мы все время в предыдущие годы говорили о неважности выборов, о том, что они нелегитимны, и надо на Триумфальную выходить. Так вот на Триумфальную и близко никогда не выходило столько людей, сколько вышли в декабре на улицы, благодаря событию - выборам. Протест может быть успешным, если вы боретесь за победу своей силы, вот тогда он может иметь серьезные последствия, за которые, собственно, мы с "Яблоком" и выступаем - за сменяемость власти демократическим путем".
Примерно такой же настрой был и у делегатов съезда. "Ситуация изменилась - теперь наши паруса поймали ветер, - заявила Галина Михалева, - не надо обращать внимание на суету радикальной оппозиции, которые бегают по площадям, хотя мы и участвуем в митингах, но нам надо выполнять свою роль".
"Мы должны стать надпартийными лидерами в глазах гражданского общества и предложить пути борьбы за свои права", - поддерживал Анатолий Голов. "На нас лежит ответственность за то, чтобы протест был мирным, осмысленным", - напоминал Явлинский. Член ЦИК Елена Дубровина напомнила, что в избиркомах уже сложилась "целая гвардия" "яблочников", готовых защищать интересы партии.
- "Яблоко" и его союзники, входящие в партийные фракции, по сути представляющие собой целые направления, исключительно важные для общества, для наших граждан, может служить тем самым спасительным кругом, который поможет предотвратить самые тяжелые последствия из-за тех ошибок политики, которая проводилась последние двадцать лет. Может быть, в этом мы могли бы видеть нашу миссию, - заметил глава ФАС Игорь Артемьев.
А потом начались перевыборы политкомитета и бюро - и мирная процедура внезапно превратилась в шекспировские страсти. Обсуждение кандидатур, выдвинутых для руководства партии пришлось даже прервать, потому что делегаты из Питера настойчиво хотели обсудить фигуру Максима Резника. По съезду распространялись письма за и против него, Григорий Явлинский даже вышел на время дискуссии. Напомним, что Резника обвиняют в поддержке двух депутатов питерского закса, Вячеслава Нотяга и Ольги Галкиной, получивших мандаты в результате пересчета голосов на декабрьских выборах. В "Яблоке" считают этот пересчет незаконным и предлагали Нотягу и Галкиной даже сдать мандаты. Те отказались, вышли из партии и теперь в "яблочной" фракции в питерском заксобрании сидят двое беспартийных. Потом всплыла молоденькая активистка Ксения Вахрушева, которая в конце мая внезапно припомнила (в своем блоге), как Резник якобы сказал ей, что по звонку будут менять состав фракции. Резник подал на нее в суд за клевету, но девушка приехала на съезд и дрожащим голосом с трибуны объясняла, что не рассказывала об этом раньше потому, что боялась повредить президентской кампании Григория Явлинского. Видимо, она думала, что кампания продолжалась вплоть до 24 мая, а не прекратилась в момент отказа ЦИК в регистрации. Госпожа Вахрушева оценила действия Резника так: "Я видела, что это было направлено на подавление "группы Амосова" и внешние силы были использованы для внутрипартийной борьбы". Михаил Амосов, напомним, был одним из двух кандидатов, потерявших мандат в результате пересчета.
Максим Резник, комментируя ситуацию "РГ", заявил, что идет "незаслуженная травля". Позже, с трибуны съезда он высказался: "Галкина и Нотяг - это мои друзья, это правда, но как бы не разрешилась ситуация - главный пострадавший в этой истории я. Никто не сможет доказать правду, а у меня сейчас ни друзей, ни репутации. Мне с этой историей дальше жить. Да, наверное я был недостаточно тверд в уговаривании своих друзей, которые не нашли в себе мужества отказаться от мандатов. Наверное, как председатель отделения я был не на высоте". Он даже предложил съезду обсудить вопрос об исключении его из партии. Но съезд этого делать не стал. Большинство было явно против него, ведь, действительно, было довольно странно объявлять благодарность за работу в предвыборной кампании этим двоим депутатам в день, когда они сами сложили партбилеты.
"Ничего не опроверг этот жалкий лепет, - добавил Сергей Ковалев, - Нельзя переносить позор и подвергать позору других".
- Я считал, что это я пострадал, лишившись депутатского мандата, но из его выступления понял, что пострадал, оказывается, Максим Львович, - скептически заметил Михаил Амосов, - К сожалению, имеются многочисленные свидетельства о том, что Галкина и Нотяг знали об этом заранее. Есть свидетельства и о том, что это знал Резник. Мы имеем дело с огромной политической проблемой в нашей организации и организатором этой проблемы стал Максим Резник.
Тем не менее, Резника выдвинули в бюро. И 44 делегата из 131 голосовавших его поддержали. А питерская организация тем временем действительно лежит в руинах: они даже не смогли провести вовремя конференцию и делегатов на съезд оформляли через руководящие органы. Так что искушение мандатами "яблочники" в Питере не смогли пройти - печальный урок накануне новых выборов.