Скажем, в Липецкой области не все ясно со стобалльниками по русскому языку. Их в этом году 23, что для небольшого региона многовато. Кроме того, в области оказалось много учеников, которые на экзамене по биологии набрали от 81 до 100 баллов. Таких 32 человека, и часть работ по этому предмету будет выборочно перепроверена. При этом сто баллов по биологии набрал только один выпускник, что соответствует среднестатистическим данным.
Не все в Липецкой области гладко и с химией. Оказалось, что липчане так прекрасно знают этот трудный предмет, что 10 человек сдали ЕГЭ по химии на 100 баллов. Столь блестящий результат удивил даже сотрудников Центра мониторинга и оценки качества образования Липецкой области. Эти работы по химии тоже ожидает перепроверка.
А вот в Калмыкии, как выяснилось, русский язык знают лучше, чем, к примеру, в Воронежской области: сто баллов на ЕГЭ по русскому языку в Калмыкии набрали 22 выпускника, а в Воронежской - всего 7. Поскольку Калмыкия из года в год показывает высокие баллы на ЕГЭ, выборочные проверки Рособрнадзора тут идут довольно часто. В Министерстве образования, культуры и науки Калмыкии к этому относятся спокойно: некоторые работы чиновники уже перепроверили сами.
Например, почти все стобалльники в Калмыкии - из успешных городских школ, и только один - из самой обычной сельской. Его 100 баллов по русскому языку показались сомнительными. Но выяснилось, что последние три года этот ученик был успешным участником разных этапов олимпиад.
В Ингушетии уже перепроверено большинство работ, результаты которых вызывали сомнение у экспертов. К слову, вопросы о стобалльниках надо задавать не только организаторам ЕГЭ, но и составителям тестов. В прошлом году, например, 100 баллов по биологии получили всего 55 выпускников российских школ. В то время как 100 баллов по химии набрали 359 школьников! Притом что химию сдавали вдвое меньше выпускников.
С обществознанием тоже неувязка. В прошлом году ЕГЭ по обществознанию сдавали 428 тысяч человек (!) и лишь 32 получили 100 баллов. Зато по русскому, который сдавали 800 тысяч, высший балл набрали 1500 выпускников! Судя по этой статистике, самые легкие предметы в российских школах - русский язык и химия, а самые трудные - биология с обществознанием. И вряд ли можно считать хорошими тесты, которые может сдать лишь один ученик из 1200, как это вышло в этом году с биологией в Липецкой области.
Ирина Кавкишева, заместитель министра образования, культуры и науки Республики Калмыкия:
- В России количество стобалльников по русскому языку в этом году увеличилось с 1437 до 1897. Меня это не очень удивляет. Большинство выпускников мотивированы на получение высшего образования и успешную сдачу ЕГЭ. Кроме того, появилось много инновационных школ, которые дают качественное образование. У нас, например, примерно 60 процентов стобалльников - именно из таких школ.
Сергей Жданов, директор Центра мониторинга и оценки качества образования Липецкой области:
- В этом году мы ужесточили меры безопасности на ЕГЭ, обратив особое внимание на село. Возможно, поэтому нарушений и неправдоподобно высоких результатов у выпускников из сельских школ у нас нет. Число стобалльников по сравнению с прошлым годом тоже снизилось: например, по химии в прошлом году было 12 стобалльников, в этом - 10. По биологии 100 баллов в прошлом году получили 3 человека, а в этом - лишь один. Но в целом видно, что вопросы возникают по тем дисциплинам, которые надо сдавать в медицинских вузах.