19.06.2012 00:16
В мире

Иностранным компаниям сложно добраться до клиентов в России

Почему иностранцам сложно добраться до клиентов в России
Текст:  Ольга Бухарова
Российская газета - Спецвыпуск: Франция №137 (5810)
Французское агентство по международному развитию бизнеса (UBIFRANCE) - это государственное торгово-промышленное учреждение, находящееся в ведении министра экономики, промышленности, занятости, министра внешней торговли, а также казначейства. "Российская газета" встретилась с советником по торговле, главой Торговой миссии UBIFRANCE в России г-жой Элизабет Пюиссан, чтобы узнать, что мы могли бы позаимствовать у французов в организации бизнес-контактов, а также какие барьеры мешают иностранным предпринимателям для открытия бизнеса в нашей стране.
Читать на сайте RG.RU

Можно ли считать UBIFRANCE аналогом российского агентства по прямым инвестициям или Торгово-промышленной палаты?

Нет, на самом деле деятельность UBIFRANCE не имеет ничего общего ни с агентством по инвестициям, ни с ТПП. В вашей стране нет ни одной организации, которая работала бы как UBIFRANCE. Более того, г-жа Набиуллина очень заинтересовалась работой нашего агентства. По ее словам, в российской практике на данный момент нет аналогичного опыта. Все дело в том, что у вас в России поддержка малых и средних предприятий осуществляется, как правило, на уровне регионов, а у нас - это задача государства. Я встречалась и с Натальей Ларионовой, директором Департамента развития малого и среднего предпринимательства минэкономразвития, и с представителями субъектов РФ, чтобы поделиться опытом нашей организации. Наша роль - это b2b, мы входим в отношения с предприятиями. За последние три года в наших представительствах по всему миру начали работать более тысячи сотрудников, в задачи которых входит прием французских компаний, желающих закрепиться на местном рынке.

Насколько успешно вам удается продвигать национальные компании в мировую экономику?

Мы, как государственное агентство, получаем средства, чтобы поддерживать небольшие предприятия. Какие результаты мы видим? Специально для этого решено провести исследование среди предпринимателей, чтобы узнать, насколько эффективна наша работа. Ежегодно наше агентство организует 20 тысяч миссий для предприятий по всему миру, и треть из них заканчивается подписанием контрактов. В последующем с помощью мониторинга было бы интересно узнать, что произошло с этими компаниями через 2-3 года. Но даже имеющиеся данные нас не могут не радовать.

Мы сопровождаем своих бизнесменов практически до подписания контракта, но удалось ли окончательно договориться компаниям, - мы можем так и не узнать. Ведь UBIFRANCE выступает лишь в качестве посредников при установлении контактов между нашими производителями и вашими организациями.

В чем может быть полезен опыт вашего агентства для России?

Действительно, у нас есть свои оригинальные идеи, которыми мы гордимся. Так, одно из ноу-хау нашего агентства - виртуальная выставка. К примеру, может быть открыт такой интерактивный салон для производителей вина, где представители различных регионов могут выставить продукт - показать свои бутылки во всей красе. Заинтересованные компании за определенную плату получают доступ на эту выставку, где можно все внимательно рассмотреть, не выходя из своего кабинета.

Не менее интересна витрина Франции. Это когда предприятия могут заказать себе такую экспозицию на целый год. Потенциальные потребители узнают об этом через специальную рассылку или на нашем сайте, где, кстати говоря, можно осуществлять поиск на русском языке.

UBIFRANCE часто организует выставки французских товаров в России. К примеру, в прошлом году было привезено 500 малых и средних предприятий из Франции, и выставка "Искусство жить по-французски" имела огромный успех. Кстати, мы можем организовать специальную выездную миссию даже по просьбе какого-либо одного предприятия.

Россия в рейтингах Doing Business 2012 среди 183 стран занимает 120-е место. У нас плохо обстоят дела с подключениями к электричеству, получением различных разрешений и другими бюрократическими препонами. Ваши компании часто сталкиваются с различными бюрократическими препонами, когда собираются со своими товарами на российский рынок?

Для наших компаний наибольшие сложности в вашей стране вызывает получение сертификации на свою продукцию. Для этого приходится готовить много документов, и уходит, зачастую, полгода, прежде чем будут получены результаты. Для небольших французских компаний это становится обременительной процедурой, которую не каждая из них может выдержать.

Думаю, что главная проблема в том, что ваши национальные стандарты не признают европейские аналоги. В результате компаниям, чтобы зайти со своей продукцией к вам на рынок, приходится тратить много времени и денег.

Не открою тайны, если скажу, что для многих иностранцев прохождение российской таможни - испытание не из легких. Есть некоторые специфические товары, которым очень сложно прорваться через ваши кордоны. Так, есть оригинальные ювелирные изделия, которые в мире изготавливают только итальянцы и французы. Но оказалось очень сложно показать их клиентам в вашей стране. Дело в том, что на всю процедуру, чтобы увезти-привезти ювелирку, у вас по правилам отводится 5 дней. И даже этого срока оказывается недостаточно, чтобы продемонстрировать свои изделия у вас, так как, пока предприниматель будет находиться на территории России, продукция, которую он привез, не успеет покинуть таможенного поста. В результате, потратив драгоценное время, так и не распаковав коробки, образцы ювелирного искусства возвращаются домой. Может быть, такие показы проще всего было бы организовывать на самой таможне? (Смеется.) Или пригласить клиентов во Францию, чтобы на месте продемонстрировать изделия ювелиров.

Если говорить серьезно, очень жаль, что в России, когда надо обсуждать логистические, налоговые и таможенные издержки и все комиссии, которые нужно оплатить, - это влетает в копеечку. И затягивается на долгие месяцы, что является серьезным препятствием для малого и среднего бизнеса Франции

Думаю, что со вступлением России во Всемирную торговую организацию ситуация кардинально изменится. По крайней мере, иностранцам станет быстрее и проще работать со своими партнерами в России.

Во Франции есть традиция отмечать своих производителей почетным знаком EPV - "Предприятия Живого Культурного Наследия". Как это стимулирует компании добиваться высокого качества своей продукции?

Enterprise du Patrimoine Vivant (EPV) - это почетный знак, который присуждается министерством экономики, промышленности и трудовой занятости французским предприятиям. Его получают только те производители, чья продукция обладает исключительным ремесленным или промышленным ноу-хау. Мы пытаемся доказать, что дедовский опыт и современность вполне могут сосуществовать вместе, а традиции - с новаторством. Предприятия, отмеченные знаком EPV, представлены в таких секторах рынка, как архитектурное наследие, профессиональное оборудование, гастрономия и даже искусство оформления стола. К ним предъявляется главное требование - они должны отличаться неповторимой, подлинно французской экономической и культурной индивидуальностью и встречаются достаточно редко. Знак "Живого Культурного Наследия" представляет сущность и секреты мастерства, скрытые за отметкой "сделано во Франции".

Знак присуждается на пять лет. За это время предприятия могут успеть воспользоваться двумя видами налоговых преференций: увеличение льготы на обучение из расчета 2200 евро на каждого учащегося, а также льгота в размере 15% затрат на создание новых продуктов. Помимо этого, отмеченные "знаком наследия" получают поддержку и специальное сопровождение экспорта при участии UBIFRANCE, а также им оказывается финансовая помощь из специальных программ поддержки развития предприятий.

Членами EPV являются как небольшие семейные предприятия, как Henryot et Cie, Chapuis, Freres Allot, так и такие всемирно известные бренды, как Louis Vuitton, Chanel, Dior, Hermes.

справка

UBIFRANCE - агентство международного развития, государственная организация, выступающая партнером французских коммерческих компаний при экспорте продукции. Оно было окончательно сформировано в 1999 году и впервые появилось в 7 государствах, включая США. Сейчас открыто 66 представительств в 46 странах мира. В прошлом году бюджет организации составлял 104,4 млн евро

Франция Бизнес