Согласно тексту, начальный срок задержания автомобиля, мотоцикла, мопеда и других транспортных средств исчисляется с момента составления автоинспектором административного протокола о задержании. После того как технику эвакуируют и поместят на специализированную штрафстоянку, фирма обязана зарегистрировать машину в журнале учета.
Расходы на перемещение и хранение возмещает лицо, виновное в совершении административного правонарушения. Плату за перемещение и хранение "арестанта" тверские парламентарии определили взимать в размере, установленном региональной энергетической комиссией (РЭК). Доставка на штрафстоянку тарифицируется в зависимости от расстояния: собственнику или водителю придется оплатить каждый полный километр эвакуации от места задержания до ближайшего "места штрафного хранения". Плата за хранение почасовая: чем дольше автомобиль простоит, тем большую сумму "накрутит счетчик". В тексте закона подчеркивается: "Выдача транспортного средства производится после оплаты расходов на его перемещение и хранение - на основании письменного решения о прекращении задержания".
Этот законопроект вызвал неоднозначную реакцию у водительского сообщества. В тверских городах (по большей части исторических) очень узкие улицы и мало мест, где автомобиль можно легально припарковать. Поэтому водители вынужденно оставляют машины прямо на проезжей части. Такая ситуация - почти Клондайк для фирм, которые будут заниматься эвакуацией. Кстати, региону придется создать сеть стоянок в рекордно короткие сроки: на всей территории области их пока только десять. В некоторых городах они отсутствуют, и если исполнять закон, то арестованный автомобиль придется везти в соседний район.
- Мы хорошо понимаем все сложности, которые придется учесть, принимая закон, - сказал "РГ" председатель комитета Законодательного собрания по аграрной политике, природопользованию и собственности Вячеслав Суязов. - К примеру, если эвакуация автомобиля идет в присутствии хозяина - это одно. Но в его отсутствие - это уже совсем другое дело. В ГИБДД нас заверили, что будут привлекать понятых и свидетелей, которые сопроводят процесс.
Кроме того, десяткам и сотням тысяч водителей памятен печальный опыт Москвы, где в свое время коммерческие фирмы, эвакуировавшие автомобили, доходили до самоуправства, "хватая" всех подряд. Тверь тоже это проходила, правда здесь эвакуацией занималась сама ГИБДД, но очень быстро прекратила под давлением общественного мнения.
Отметим, что в Тверской области этот вопрос получил дополнительный резонанс еще и потому, что под следствием находится главный госавтоинспектор региона Валерий Кучерявых. По официальной версии - за то, что требовал от своих подчиненных ежесуточно составлять и передавать коммерческой фирме (директором и единственным учредителем которого является его жена) протоколы об административном задержании автомобилей. В соответствии с предъявленными протоколами, из регионального бюджета выделяли субсидии на обеспечение работы штрафной стоянки, принадлежащей компании.
Впрочем, областные законодатели утверждают, что и федеральный, и региональный законы, когда они вступят в силу, исключат любой произвол:
- Мы постараемся привлечь ко второму чтению автолюбителей, общественные организации, органы ГИБДД - всех, кто будет связан с исполнением закона, - отметил Вячеслав Суязов. - Думаю, что вопросы, которые волнуют сегодня общественность, будут решены. Также мы обсудим тему развития системы парковок (особенно это касается Твери) и мест законной стоянки автомобилей. На мой взгляд, очень жесткие условия по обеспечению парковок должны быть поставлены создаваемым крупным торговым центрам.