Но это пока благие пожелания. В реальности же им приходится исходить из более скромной суммы в 800 млрд, которой примерно поровну располагают Федеральный и региональные дорожные фонды. И здесь важно понимать, что имеющихся в наличии средств на быстрое решение всех проблем, накопившихся в дорожном хозяйстве за долгие годы пребывания на голодном пайке, не хватит. Поэтому, сказал глава минтранса, к строительству и реконструкции автотрасс необходимо привлекать частные средства. Этому, безусловно, помогут поправки к закону о концессионных соглашениях, которые позволяют переходить на содержание автодорог по контрактам жизненного цикла (КЖЦ), заключающимся в финансовой ответственности подрядчика за эксплуататцию построенной им дороги в течение всего нормативного срока.
Ситуация же с бюджетным финансированием отрасли более или менее стала налаживаться лишь в последние два-три года. В 2011-м начал действовать Федеральный дорожный фонд, с 2012-го - региональные. Большая часть аккумулированных в них средств направляется на создание современных высокоскоростных трасс, способных выдерживать солидные нагрузки на ось, объектов дорожной инфраструктуры, обеспечивающих безопасность движения.
В прошлом году, по словам министра, отрасль сделала гигантский рывок в развитии. Построено 18 мостовых переходов на федеральных трассах, завершено строительство магистрали Чита-Хабаровск, кольцевой дороги Санкт-Петербурга. Сдано около 6000 км федеральных трасс. Сейчас идет строительство и реконструкция на ряде магистралей: "Кавказ", "Енисей", "Колыма", "Кола" и др. И при желании дорожники, считает Максим Соколов, способны меньшими средствами достичь желаемого, надо только подумать, какие современные решения использовать при реализации тех или иных проектов, и определить приоритеты. Активнее науку привлекать, внедрять инновационные методы и технологии.
Так, например, в Бурятии на реконструкции 15-километрового участка дороги Улан-Удэ - Кяхта при укладке земляного полотна начинают использовать шлаковые отходы Гусиноозерской ГРЭС. Эта технология приносит выгоды всем: дорожники получают за копейки стройматериал, а станция избавляется от шлака, за излишки которого платит штрафы. По словам начальника ФКУ "Упрдор "Южный Байкал" Александра Битуева, шлак значительно повысит прочность основания дорожной "одежды".
И несмотря на то, что к дорожным работам в Бурятии из-за весенних снегопадов приступили на 10 дней позже намеченного, уже майский план по ремонту дефектов покрытия перевыполнен на 20%. На это повлияла новая технология - укладка асфальтобетона холодными смесями и эмульсиями по технологии "Мультигрейд". За 5 месяцев года здесь уже освоено 38% годовых инвестиций. В частности, по строительству - 52% из выделенных 1,7 млрд руб. Всего же до конца июня на строительстве и реконструкции магистралей в "Южном Байкале" намерены освоить 70% капвложений. Сдадут 28 км новых дорог.
По словам руководителя Росавтодора Анатолия Чабунина, в этом году у дорожников "крен на новые технологии". Скажем, в Красноярске подхватили инициативу южнобайкальцев и тоже будут использовать шлак при укладке земполотна. Конечно, эту технологию нельзя бездумно тиражировать на всю страну, поскольку у разных ТЭЦ не одинаковое содержание золы в отходах, да и грунты везде отличаются.
В этом году также ожидается бум в строительстве сельских дорог: пока в стране 40 тыс. населенных пунктов не имеют связи с "большой землей"! В Бюджетный кодекс внесены поправки, обязывающие субъекты Федерации не менее 5% накоплений региональных дорожных фондов пускать именно на сельские дороги с твердым покрытием. В этом году на эти цели будет отпущено 6 млрд руб, их хватит на 600 км сельских "автобанов" (в 2001-м на 5 млрд проложили 500 км).