19.06.2012 00:43
Экономика

Водоканалам с 2013 года могут не утвердить инвестиционные программы

Текст:  Ольга Бухарова
Российская Бизнес-газета - Новое законодательство: №22 (851)
С 1 января 2013 года водоканалам, у которых не окажется готового плана действий по снижению сбросов, инвестиционные программы утверждены не будут. Об этом заявил директор НП "Национальный союз водоканалов" Алексей Макрушин, выступая на Международном форуме ЭКВАТЭК-2012.
Читать на сайте RG.RU

Пакет подзаконных актов необходимо принять до окончательного вступления в силу 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении". Однако до конца срока осталось менее полугода, а чиновники и бизнес договориться пока не смогли. С одной стороны, с принятием данного закона решаются многие накопившиеся проблемы в водоснабжении. Так, по мнению заместителя министра регионального развития Анатолия Попова, 416-ФЗ запрещает приватизацию, концессии в этой сфере. То есть разделение собственности водоканалов, чтобы насосы оказались у одного хозяина, а канализационное хозяйство у другого - невозможно. Все остается на балансе государства. Это единственная статья, которая вступила в силу с 1 января 2012 года. Однако она не предусматривает такого способа приватизации, как внесение имущества в уставный капитал хозяйственных обществ, что фактически блокирует их дальнейшую хозяйственную деятельность.

- До сих пор в бюджете господдержки отсутствует программа модернизации водохозяйственного комплекса, - возмущается исполнительный директор НП "ЖКХ Развитие" Андрей Чибис. - Мероприятия по "Чистой воде" - лишь капля в море. На модернизацию водохозяйственного комплекса (ВХК) из федерального бюджета выделяется ежегодно 3 млрд рублей, а на вневедомственную охрану - 79 млрд рублей.

Что изменится для игроков рынка с окончательным вступлением в силу 416-ФЗ? Прежде всего, предприятия ВКХ теперь будут именоваться гарантирующими организациями, пояснил Павел Качкаев, заместитель председателя Комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ.

Кроме того, устанавливается новая система построения договорных отношений гарантирующей организации с абонентами и транзитными организациями. Подключенные к централизованной системе должны заключать договоры с водоканалом независимо от того, к чьим сетям они непосредственно присоединены. Как пояснил Павел Качкаев, такой порядок установлен исключительно для того, чтобы ответственность за всю систему несла гарантирующая организация. Она сама и должна контролировать транзитеров.

В законе есть специальная 5-я глава, так называемая экологическая, которая фактически устанавливает, кто платит за сбросы. Законодатели признают, что здесь пока не удалось решить проблемы нормирования самих водоканалов. В данный момент это отнесено к сфере законодательства в области охраны окружающей среды.

- В 416-ФЗ пока что прописана та же старая схема - нормативы и лимиты, планы снижения сбросов, - говорит Павел Качкаев. - Возможно, что ситуацию изменит происходящая сейчас в Госдуме доработка законопроекта, призванного внести важные поправки к ФЗ "Об охране окружающей среды".

По закону местные власти обязаны отслеживать, чтобы в инвестиционной программе организаций ВХК были предусмотрены мероприятия по охране окружающей среды в сфере водоотведения. Однако многие участники конференции сомневаются в том, что это реализуемо на практике.

Новая система договорных отношений больше всего вызвала нареканий у крупных игроков на водохозяйственном рынке. Например, директор департамента "Росводоканала" Виктория Сапожникова недоумевает, почему ответственность за исполнение требования природоохранного законодательства возложена на водоканалы, а не на непосредственных "загрязнителей" - предприятия, которые сбрасывают неочищенные стоки в централизованную систему канализации. При этом эти абоненты, естественно, не заинтересованы снижать сбросы, так как главный ответчик - гарантирующая организация.

В свою очередь, Павел Качкаев признает, что "еще не урегулирован вопрос с организациями, эксплуатирующими отдельные объекты системы и которые не являются сетями, а выполняют лишь один из этапов процесса водоснабжения или водоотведения".

По мнению Виктории Сапожниковой, правовая коллизия заключается в том, что водоканал исполняет требования публичного законодательства, отношения же с абонентами относятся к гражданско-правовым (договорным) отношениям. При этом никто не собирается водоканалам компенсировать незапланированные расходы. Например, плата за негативное воздействие на окружающую среду, а фактически за чужое загрязнение, ложится на плечи головного водопользователя. "Рост дополнительных издержек на "плату за чужую грязь" влечет необходимость роста тарифов", - предупреждает представитель "Росводоканала".

Однако Павел Качкаев просит не делать резких шагов. Он полагает, что даже если ориентироваться на достижение требований сброса сточных вод Евросоюза, гораздо более мягких, чем российские, то на модернизацию коммунальных очистных сооружений требуются значительные инвестиции, которые сейчас практически невозможно включить в тариф.

Вопрос - откуда взять деньги предприятиям ВХК - не раз звучал на ЭКВАТЭКЕ. По словам заместителя председателя комитета по экологической, промышленной и технологической безопасности РСПП Юрия Максименко, если в начале 1990-х годов у предприятий существовал экологический фонд, средства из которого шли на модернизацию очистных сооружений, теперь об этом мало кто вспоминает. "С бизнеса требуют: внедряйте наилучшие доступные технологии (НДТ), а где взять источники финансирования - не прописано", - возмущается Юрий Максименко.

Вот и по новому закону платежи за сброс загрязняющих веществ будут вноситься абонентами напрямую в бюджет, а не водоканалу, как было раньше.

Пока вопросов у компаний больше, чем ответов у законодателей и чиновников. Несмотря на то что ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" вступит в силу только с 2013 года, отраслевое сообщество уже сейчас разрабатывает подзаконные нормативно-правовые акты. К примеру, должны быть разработаны Правила холодного водоснабжения и водоотведения, утверждаемые правительством. Для предприятия они интересны тем, что организациям, которые осуществляют водоотведение, компенсируют расходы, связанные с негативным воздействием микроорганизмов на централизованную систему. Однако, по мнению руководителя компании "Евразийский" Евгения Козьмина, наиболее актуальным для бизнеса является принятие основ ценообразования в сфере холодного водоснабжения и водоотведения, а также порядка разработки, согласования и утверждения инвестиционных программ компаний.

ЖКХ