- Давайте сразу уточним, что в нашей стране понимается под малым бизнесом?
- Законом N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ" установлены основные критерии субъектов малого и среднего предпринимательства. Закон лимитирует долю участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных граждан в УК юридического лица - она не должна превышать 25%. Есть ограничитель численности работников за предшествующий год: до 15 человек - микропредприятие, до 100 - малое и от 101 до 250 - среднее. Третий критерий - объем выручки от реализации товаров, работ, услуг без учета НДС за предшествующий календарный год.
- Какие реальные имущественные преференции сегодня есть у представителей малого бизнеса?
- Согласно все тому же 209-ФЗ субъекты малого и среднего бизнеса могут получить от государственной власти и органов местного самоуправления на условиях конкурсов, аукционов и последующего целевого использования в аренду имущество - нежилые помещения. Возможны варианты и льготной аренды. Кроме того, еще есть 159-ФЗ, предоставляющий субъектам малого и среднего бизнеса право на приватизацию арендуемого государственного и муниципального имущества.
- Считается, что в нашей стране прошло несколько волн приватизации. Одна из которых - "малая приватизация".
- В экономической теории под "малой приватизацией" понимается переход в частную собственность государственных и муниципальных предприятий розничной торговли, сферы обслуживания и бытовых услуг. "Малая приватизация" - относительно несложный этап разгосударствления, который может быть проведен в относительно короткие сроки. В России собственно приватизация началась именно с "малой приватизации" - по закону СССР от 7 марта 1991 года N 2015-I об аренде. Только за 1991-1992 годы было приватизировано свыше 85 тысяч объектов малой приватизации. К 1 июля 1994 года - дате завершения чекового этапа приватизации - в частную собственность перешло 75,4% предприятий торговли, 66,3% предприятий общественного питания, 76,4% предприятий бытового обслуживания.
- Если практически вся государственная собственность, по крайней мере "малая", перешла в частные руки, для каких целей создавался 159-ФЗ?
- Данный закон рождался и продвигался очень сложно... Закон поддерживали только представители малого бизнеса. За четыре года работы Федеральный закон N 159 доказал свою актуальность и востребованность. Свыше 26 тысяч малых и средних предприятий стали собственниками арендуемых помещений. Изначально срок действия 159-ФЗ был ограничен 1 июля 2010 года, однако темп подачи заявлений о приобретении помещений оставался достаточно высоким. Это в 2010 году обусловило принятие правительством РФ решения о продлении срока действия закона. В настоящее время еженедельно в среднем в Росреестр подается свыше 200 заявлений от предпринимателей на выкуп имущества.
- В чем секрет столь высокой востребованности закона? И не совсем понятно, откуда берутся свободные помещения?
- Больше всего аргументов против 159-ФЗ приводят органы исполнительной власти на местах. Они принципиально не хотят расставаться с контролем над своим имуществом, с рычагами воздействия на предпринимателей. На сегодняшний день, по нашим подсчетам, не менее 80 000 объектов общей площадью свыше 19 млн кв. м в целом по стране тем или иным способом блокируются - малый бизнес не допускают к приватизации данной собственности. И перспективы у 159-ФЗ - огромные. Пока региональные власти позволили выкупить малым предприятиям чуть более 2 млн кв. метров.
- Каким образом вы намерены поднять очередную волну "малой приватизации"?
- Поправками в 159-ФЗ. Снять ограничение на максимальный размер площади арендуемых помещений для целей реализации преимущественного права выкупа.
Предоставить право на преимущественный выкуп помещений, арендуемых не менее двух лет субъектами малого и среднего предпринимательства по состоянию на конкретную дату, например, 1 января 2012 года. Законодательно закрепить срок минимальной рассрочки - 3 года. Предоставить право для субъектов малого и среднего предпринимательства, добросовестно арендующих помещения более двух лет по состоянию на 1 января 2012 года, в течение определенного периода времени - 4-6 месяцев, подать в уведомительном порядке заявление о выкупе арендуемых помещений, независимо от включения данных помещений в перечни имущества, а также принадлежности данных помещений государственному или муниципальному унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Предоставить права субъектам малого и среднего предпринимательства, которым ранее было отказано в выкупе арендуемых помещений по причинам действовавшего ограничения площади помещений, включения помещений в перечни, принад лежности помещений государственным или муниципальным предприятиям, на подачу повторного заявления в связи с изменившимися обстоятельствами.
- Получается, что речь идет только о тех помещениях, которые принадлежат государству. При аренде в коммерческом торговом центре льготы малое предприятие, согласно своему статусу, получить не может?
- Это уже отношения бизнеса, и здесь расценки на аренду или выкуп собственности диктует не государство, а рынок.
- На ваш взгляд, малый бизнес - это прежде всего арендатор или собственник?
- К сожалению, малый бизнес априори - класс арендаторов. В нашей стране примерно две трети малых предприятий - арендаторы, причем 50% арендует государственное или муниципальное имущество. Президент Владимир Путин в своих выступлениях постоянно подчеркивает, что у власти должно остаться только то имущество, которое необходимо для осуществления властных полномочий. Поэтому 159-ФЗ так важен для малого бизнеса. По сути, это закон, способствующий формированию среднего предпринимательского класса. Согласно правительственной программе "2020", численность малого и среднего предпринимательства должна составлять не менее 60-70% от населения нашей страны в среднем. Для достижения поставленной цели имущественная поддержка станет одной из приоритетных.