Такая ситуация сложилась сегодня во многих регионах России, в том числе и в Мурманской области. Здесь КС завышена порой в 6-10, а то и в несколько десятков раз, сообщил член Российского общества оценщиков Анатолий Языков. Земельный налог, который составляет полтора процента от кадастровой стоимости, получается очень большим. В некоторых случаях он даже превышает рыночную стоимость земельного участка.
Например, КС одного из участков в Мурманске площадью 28,8 тысячи квадратных метров определена в 246,7 миллиона рублей. Полтора процента от этой суммы составляют около 6 миллионов. При этом независимый оценщик определил рыночную стоимость участка примерно в 5,5 миллиона рублей. Еще один участок в областном центре по кадастру стоит 19,8 миллиона, хотя его рыночная стоимость - всего лишь 976 тысяч. Таких примеров можно привести немало.
Как правило, рыночная стоимость земли всегда определяется индивидуально, а кадастровая - по стандартизированным методикам, подчеркивает Анатолий Языков. Эти методики нельзя назвать совершенными. Например, они позволяют не учитывать размер земельных участков - один из определяющих факторов для его рыночной стоимости. Впрочем, главная беда не в этом, поскольку статья 66 Земельного кодекса позволяет сегодня установить кадастровую стоимость земельного участка на уровне его рыночной цены, определенной независимым оценщиком. Проблема в другом - возможности, которые дает законодательство, почему-то не используются.
Президент Союза промышленников и предпринимателей Мурманской области Александр Лебедев подчеркивает, что для создания свободного рынка земли в Заполярье абсолютно необходимо соответствие рыночной и кадастровой стоимости земли. Однако позиция большинства членов региональной межведомственной комиссии в этом вопросе вызывает недоумение: оставить ее как есть, а то и увеличить. Тот аргумент, что в случае снижения КС муниципалитеты потеряют в доходах, нельзя считать веским. Местные власти имеют полное право пересмотреть ставки по арендной плате и земельному налогу. Кроме того, какие могут быть доходы от земли, которая никому не интересна? Если инвестор купит участок и станет развивать на нем производство, муниципалитет получит от этого куда больше выгоды.
- Мы довольствуемся тем, что нам дают оценщики, - прокомментировал исполняющий обязанности министра имущественных отношений Мурманской области Сергей Бунтов. - Но при приеме их работы мы работаем совместно с представителями Росреестра, и приемка получается достаточно объективной. Например, ряд промежуточных результатов мы просто отвергли, поскольку оценщики сослались на отсутствие необходимой информации и пытались "округлить", используя архаичный подход.