21.06.2012 00:20
Общество

В Москве открыта мемориальная доска Михаилу Гуревичу

В Москве открыта мемориальная доска Михаилу Гуревичу
Текст:  Сергей Птичкин
Российская газета - Столичный выпуск: №139 (5812)
Выдающийся  авиаконструктор не так широко известен, как руководители советских ОКБ, которые стали знаменитыми на весь мир и носят имена своих основателей: Антонова, Ильюшина, Камова, Миля, Мясищева, Сухого, Туполева…
Читать на сайте RG.RU

Михаил Иосифович Гуревич всегда был в тени непосредственного начальника А.И. Микояна. Однако его участие в создании истребительной авиации переоценить невозможно. И надо отдать должное Артему Ивановичу, когда решался вопрос о названии спроектированных под его руководством истребителей, он настоял, чтобы они носили фамилии двух людей: Микояна и Гуревича. Показав тем самым вклад своего зама в проектирование истребителей нового для той эпохи поколения.

Так появились МиГ-1 и МиГ-3, так появилась самая знаменитая в ХХ веке истребительная фирма МиГ. Впрочем, сам по себе Михаил Иосифович Гуревич был тоже МИГом.

Родился Михаил Гуревич 12 января 1893 г. (31 декабря 1892 г. по старому стилю) в селе Рубанщина Суджанского уезда Курской губернии в небогатой еврейской семье. Родители его, как вспоминали односельчане, были добрыми и отзывчивыми людьми. Они очень хотели, чтобы их сын получил хорошее образование, и когда ему исполнилось девять лет, определили в Ахтырскую мужскую гимназию Харьковской губернии.  В 1910 г. поступил в Харьковский университет на математический факультет. Однако получить высшее образование смог лишь спустя пятнадцать лет - в 1925 году после окончания Харьковского технологического института. Причина - участие в революционных кружках, исключение из университета, Первая мировая война, Революция, Гражданская война.

В авиапромышленность он пришел в  апреле 1929 года. Самостоятельной творческой работой стал заниматься спустя почти десять лет, в апреле 1938 года, став главным конструктором ОКБ-1 завода №84 им. Чкалова. Потом был начальником бригады завода №156. В марте 1939 года переведен на завод №1 им. Авиахима в ОКБ Н.Н.Поликарпова на должность начальника бригады.

Карьера авиационного конструктора началась по всем меркам поздно - в возрасте 45 лет. Но это был уже полностью сложившийся инженер, имевший хорошее образование и большой профессиональный опыт, что ценилось всеми его коллегами по авиапрому. И следующие двадцать пять лет жизни - как выразился нынешний руководитель Инженерного центра "ОКБ им. Микояна" Владимир Барковский, стали настоящим драйвом, наполненные стремительной динамикой прорыва в будущее.

Гуревич активно участвовал в проектировании и постройке опытных и экспериментальных образцов истребителей МиГ-1, МиГ-3, ДИС-200, И-224, И-250, И-270, И-320, МиГ-9, МиГ-15, МиГ-17, МиГ-19 и их модификаций.

С 1949 по 1961 год руководил проектированием, постройкой и испытанием крылатых ракет КС, К-10, Х-20, К-22 и их модификаций, вошедших в состав вооружения самолетов-ракетоносцев Ту-4, Ту-16, Ту-95К и Ту-22, а также ракеты КС-7 (ФКР-1) класса "земля-земля".

Завершил свою работу в самолетостроительном ОКБ проектированием МиГ-25.

С 1 июня 1964 года на пенсии. Умер Михаил Иосифович 21 ноября 1976 года в Ленинграде.

Почти все, что создавалось под руководством и при самом непосредственном участии Микояна и Гуревича обозначалось словом "самый".

Самый высотный и самый скоростной истребитель начала 1940-х - МиГ-3. Самый первый отечественный серийный реактивный истребитель - МиГ-9. Самый массовый в мире реактивный истребитель - МиГ-15. Самый знаменитый и самый массовый сверхзвуковой истребитель ХХ века - МиГ-21 (выпущено более 10000 самолетов). И самый выдающийся по сумме характеристик реактивный перехватчик ХХ века - МиГ-25, созданием которого завершилась конструкторская карьера Гуревича.

В Москве Михаил Иосифович жил на улице Беговой в доме № 17 - совсем рядом с заводом, где выпускались созданные им истребители. 20 июня, после нескольких лет поиска финансов и многочисленных согласований, на фасаде этого дома наконец-то открыли мемориальную доску знаменитому авиаконструктору. Ее автором стал молодой скульптор Карен Саркисов. На торжественное мероприятие собрались ветераны РСК "МиГ", руководители предприятия, представители ВВС.

О Гуревиче много теплых слов сказали гендиректор РСК МиГ Сергей Коротков, руководитель инженерного центра "ОКБ им. Микояна" Владимир Барковский, бывший главком ВВС Герой России генерал армии Владимир Михайлов. Генерал-лейтенант авиации летчик-испытатель Герой Советского Союза Степан Анастасович Микоян вспомнил, что провожая своего заместителя на пенсию, его дядя сказал: твое имя будет жить всегда в тех самолетах, которые мы с тобой создали, и которые будут создавать наши наследники в ОКБ.

Был на церемонии открытия и внучатый племянник Михаила Гуревича - Андрей Савельев. Он тоже сделал немало, чтобы в Москве появился памятный знак в честь его знаменитого дяди. Андрей Савельев рассказал корреспонденту "РГ", что недавно ездил на родину Михаила Гуревича - в село Рубанщина Курской области. Там тоже помнят своего земляка, поставили ему скромный памятник, а именем назвали одну из улиц поселка. Прошло больше сотни лет, по тем местам прошлась ураганом Великая Отечественная, а вот добрую семью Гуревичей в селе помнят до сих пор.

Биография и конструкторское творчество этого очень скромного, но чрезвычайно одаренного инженера, еще ждут своих исследователей.

История РСК "МиГ"