20.06.2012 16:35
Общество

Врачи: Гастарбайтеры угрожают здоровью воронежцев

Воронежские врачи вынуждены разыскивать гастарбайтеров
Текст:  Татьяна Ткачёва (Воронеж)
Российская газета - Неделя - Центральная Россия: №0 (5813)
Люди в белых халатах разыскивают трудовых мигрантов почти как люди в погонах. Но в интересах не законности, а гуманности.
Читать на сайте RG.RU

"Пока больных депортируют, скольких они успеют заразить - так лучше мы их пролечим", - беспокоятся сотрудники туберкулезного диспансера, время от времени совершающие рейды по промзонам и "резиновым" квартирам, где прописано по сто-двести рабочих.

Увы, в большинстве случаев по месту регистрации гастарбайтеров не застать. Законодательство позволяет им прописываться где угодно и в любом количестве. Вот и договариваются с хозяевами "оптом", а живут на работе: в недостроенных многоэтажках, в вагончиках, без душа и нормального питания - констатируют в областном управлении Роспотребнадзора.

Во время одной из проверок санитарные врачи "накрыли" было незаконный приют - транспортная компания поселила водителей-узбеков в нежилом здании. Директору выписали штраф. Однако при ближайшем рассмотрении выяснилось, что фирма применяла едва ли не оптимальную схему.

- Мы перевозим легковые автомобили из Узбекистана, поэтому и набираем тамошних водителей, чтобы знали язык, регион и обычаи. Эти люди у нас работают годами, каждый раз после отпуска переоформляя разрешение на работу. Мы им подбираем жилье, но регистрируем по адресу предприятия, чтобы уведомления из УФМС и других ведомств сразу к нам приходили. Но, когда люди только приехали и еще не получили все документы, не обследовались у врачей, - мы их иногда на несколько дней размещаем в комнатах отдыха водителей. Там кровати, туалеты, душ с горячей водой, телевизоры! Как раз в такое время и нагрянула проверка, - пояснил начальник административно-хозяйственного отдела компании Михаил Пичугин.

Впрочем, описанное - скорее исключение, чем норма. Обычно работодатель нанимает мигрантов на короткий срок и интересуется разве что их трудоспособностью, а не здоровьем. Не так давно в Лискинском районе области была зафиксирована вспышка дизентерии Флекснера, не встречавшейся в области на протяжении 20 лет. Источником заражения были признаны гастарбайтеры: жили в антисанитарных условиях, заболели, лечения не дождались. Купили какое-то снадобье, чтобы подавить признаки кишечной инфекции, и продолжили работать - да не где-нибудь, а на системах водоснабжения. В результате заразилось полсотни лискинцев.

При этом УФМС может потребовать гарантии медицинского освидетельствования иностранцев и медстраховку на них только в случае, если человек оформил российскую визу и был принят на работу по квоте. А те, например, кто покупает трудовой патент, не обязаны проходить медкомиссию, отметил начальник отдела трудовой миграции управления занятости населения области Владимир Кривошеев:

- В городском многофункциональном центре иногда до тысячи гастарбайтеров в очереди стоят: в коридоре едят, в туалете моются. Конечно, бюджет получает немалые средства от продажи патентов, но никто не считает убытки от заболеваний.

Показатели заболеваемости среди мигрантов выше среднеобластных в 2-8 раз. За 2011 год по области обследовано почти 36 тысяч мигрантов, выявлено 57 больных, в том числе 16 с ВИЧ-инфекцией, 34 с туберкулезом, семь с сифилисом. В первом квартале 2012-го ВИЧ обнаружили у семерых, туберкулез - у четверых приезжих, сообщила замруководителя регионального управления Роспотребнадзора Ольга Фуфаева.

По закону иностранцы имеют право лишь на бесплатную неотложную медпомощь, а лечиться от социально значимых заболеваний нужно на родине либо за деньги. Но для этого больных надо разыскать, вручить уведомление о нежелательности пребывания в России, а потом еще и проконтролировать выезд. Упомянутая воронежская транспортная компания содержит в Узбекистане службу безопасности, которая следит за выдворением несостоявшихся сотрудников и может узнать, получают ли они лечение. Но большинству работодателей, которые нанимают мигрантов, подобные методы не подходят.

- Несмотря на соглашение с УФМС, мы не получаем сведений о депортированных больных туберкулезом. А ведь люди, как правило, возвращаются… Мы не можем просто на это смотреть и пролечиваем приезжих - особенно тех, кто в регионе годами живет, причем с детьми. Иногда госпитализация требуется для уточнения диагноза, - рассказала заместитель главврача областного тубдиспансера Вера Леликова. - Увы, через нас проходит лишь небольшая часть сезонных рабочих - а в основном наниматели посылают их в неспециализированные поликлиники.

Что же до инфекционных заболеваний, то избежать их "импорта" можно только путем вакцинации, полагает начальник отдела профилактики и эпидемиологии областного департамента здравоохранения Ольга Дудникова:

- Сегодня прививать иностранных граждан за счет бюджета нам не позволяет законодательство. Может, все же стоит требовать с мигрантов при въезде документы об иммунном статусе?

В Роспотребнадзоре предлагают также ввести для гастарбайтеров обязательные медстраховки за счет работодателя. А чтобы новые - да и уже имеющиеся - нормы были действенными, нужно установить для руководителей предприятий и организаций адекватную меру ответственности за нарушения.

Прямая речь

Александр Сысоев, начальник управления МВД по Воронежской области:

- У нас есть списки мигрантов, которые должны быть депортированы в связи с заболеванием. Ведется розыск. УФМС не может все отслеживать, потому что в нем по два-три сотрудника на район. Проблема острая, но замены гастарбайтерам нет - вспомните, кто перед 425-летием Воронежа висел на лесах в три смены! В Нововоронеже 90 процентов строителей АЭС-2 - приезжие. Да, для нас они - потенциальная опасность. Но корень проблемы в том, что законодательно не заданы рамки привлечения иностранных работников.

Справка "РГ"

Потребность Воронежской области в привлечении иностранных работников на 2012 год для организаций превышает 10 тысяч человек. Примерно столько же будет тех, кто самостоятельно купил патент для работы на физических лиц.

Миграция Воронежская область Центральная Россия