Один из них направлен на защиту работников предприятий, второй призван усилить меры ответственности арбитражных управляющих, третий должен упростить процедуру государственной регистрации реализуемого при этом недвижимого имущества.
- Изменения касаются, в частности, порядка выплаты вознаграждения арбитражным управляющим - делать это следует только после погашения задолженности по зарплате в сумме не менее трех МРОТов - минимальных размеров оплаты труда. Подобная мера обеспечит членам трудового коллектива дополнительную защиту на случай банкротства предприятия, - уточнил председатель комитета по промышленности, транспорту, строительству, связи и предпринимательству Госсобрания-Курултая РБ Наиль Кутлугильдин. - Считаем также целесообразным увеличить в десять раз размеры денежных обязательств предприятий-должников для начала процедуры банкротства: для юридических лиц - до одного миллиона рублей, для физических - до 100 тысяч.
Для Башкортостана, где ежегодно несостоятельными признаются порядка тысячи хозяйствующих субъектов, обозначенная тема более чем актуальна. По данным правоохранительных органов, в прошлом году в этой сфере выявлены более 60 преступлений, общий размер причиненного ущерба составил почти полмиллиарда рублей. В этом году его сумма превысила 80 миллионов. По закону в случаях недостаточности имущества процедура банкротства сводится к ликвидации юридического лица, а кредиторы, включая работников, теряют право на получение долгов.
- Подобная ситуация сложилась в городе Октябрьском на предприятии, признанном банкротом еще в 2006 году, - рассказал корреспонденту "РГ" уполномоченный по правам человека в РБ Рим Каюмов. - Все его имущество, составлявшее конкурсную массу, оценили в 18 миллионов рублей, однако продали в два раза дешевле. Например, оборудование и производственный инвентарь стоимостью более шести миллионов рублей были реализованы в декабре 2010 года всего за сто тысяч рублей - как металлолом. 2,4 миллиона рублей, полученных от продажи, выплатили в качестве погашения внеочередных платежей конкурсному управляющему и независимому оценщику. Более 3,5 миллиона рублей составили текущие налоговые платежи вместе с НДС. Оставшиеся деньги направили на оплату внеочередных платежей, в число которых заработная плата не входит. В феврале 2011 года предприятие было ликвидировано. Люди не только потеряли рабочие места, но и не смогли вернуть свои деньги. Не могут быть исполнены даже судебные решения о взыскании долгов.
Зачастую права работников нарушаются из-за того, что сроки банкротства необоснованно затягиваются - почти 16 процентов несостоятельных субъектов находятся в соответствующей процедуре более пяти лет. Распространены случаи, когда внешние управляющие не заботятся о сохранности имущества должника, не проводят анализ его финансового состояния, неправомерно производят расчеты с кредиторами. В период конкурсного управления далеко не самым добросовестным образом исполняются обязанности по поиску, выявлению и возврату имущества потенциального банкрота, бывает, что оно и вовсе присваивается третьими лицами, а конкурсная масса за денежное вознаграждение реализуется аффилированным структурам.
- Конкурсное управление принимает порой довольно странные формы, - заметил Рим Каюмов. - После обращения к нам главного бухгалтера одного из сельхозпредприятий, не сумевшей получить зарплату за работу в течение двухлетнего периода конкурсного управления, мы организовали проверку. Было установлено, что заработанное заявительнице не выплатил конкурсный управляющий, в течение двух лет банкротивший одновременно 12 (!) сельхозпредприятий в разных районах республики.
Проблема массовых нарушений прав граждан при банкротстве предприятий не теряет актуальности в Башкортостане на протяжении нескольких лет. Так, еще в декабре 2010 года аппарат республиканского омбудсмена направил в ряд региональных ведомств специальный доклад, внимание в котором акцентировалось именно на задолженностях по зарплате в условиях банкротства. Кроме того, в адрес спикера регионального заксобрания в марте прошло года поступило ходатайство об обращении с законодательной инициативой в Госдуму РФ. В частности, предлагалось ужесточить ответственность работодателей, собственников и арбитражных управляющих за несвоевременную выплату денег.
Сигнал тревоги оказался услышанным. Летом прошлого года в Башкортостане создана республиканская межведомственная комиссия по вопросам повышения эффективности работы в области финансового оздоровления. Она рассматривает дела о несостоятельности государственных, муниципальных унитарных предприятий и хозяйствующих субъектов с долей в уставном капитале государства или муниципалитетов, а также организаций, имеющих высокую экономическую либо социальную значимость для региона.