Об этом заявил командующий Войсками воздушно-космической обороны Олег Остапенко. По его словам, задачу прикрытия страны со всех угрожаемых направлений военные планировали решить с помощью РЛС "Воронеж" к 2020 году. Однако достаточно быстрое строительство и ввод в эксплуатацию таких объектов позволяет скорректировать начальные сроки. В гособоронзаказе-2012 финансирование военно-космических программ серьезно увеличено. Поэтому эксперты утверждают: если эта тенденция сохранится, переоснащение армии станциями нового поколения и восстановление системы предупреждения о ракетном нападении на собственной территории пойдет ускоренными темпами.
Напомним, что недавно в городе Усолье-Сибирское под Иркутском была поставлена в строй очередная РЛС "Воронеж", работающая в дециметровом диапазоне. Пока ее возможности ограничены опытной эксплуатацией. Однако, как утверждают в штабе Войск воздушно-космической обороны, с полным вводом станции сектор ее обзора увеличится вдвое. Радиолокационный "глаз" разглядит все, что творится на удалении 6 тысяч километров, накроет огромную территорию от западного побережья США до Индии. Сейчас минобороны располагает уже четырьмя подобными объектами. Два из них - РЛС в Лехтуси под Санкт-Петербургом и станция около Калининграда - уже стоят на боевом дежурстве, "накрывают" северное, северо-западное и западное ракетоопасные направления. Когда на полную заработают радары в Армавире и Усолье-Сибирском, страна будет гарантирована от внезапных атак с юга, юго-запада, востока и юго-востока.
На этой неделе генерал Остапенко слетал в Армавир и после инспекции местной РЛС пришел к выводу - станция сможет приступить к полноценному боевому дежурству до конца нынешнего года. Впрочем, она уже сейчас демонстрирует удивительные способности. Только две рабочие секции "Воронежа-ДМ" сканируют пространство от Франции до Испании на западе, Алжира - на юго-западе, Судана - на юге, Ирана, Афганистана, части Индии и Пакистана - на юго-востоке.
Одновременно с новыми РЛС военные сейчас используют несколько станций за пределами России. В частности, азербайджанскую "Дарьял", казахстанский "Днепр" и белорусскую "Волгу". Какие проблемы доставляет такая "география" Генштабу и командованию ВКО, догадаться нетрудно. Но отказаться от нынешней системы предупреждения о ракетном нападении пока не получается. Двухуровневая схема контроля: засек пуск (через спутники) - обработал и передал информацию в штаб (через радиолокационные станции) - фактически стопроцентно оберегают страну от внезапных ракетных атак. Другое дело, что оба звена российской оборонной системы надо бы держать на одной - российской - территории. Над этим как раз работают в министерстве обороны. Специалисты подсчитали, что для прикрытия всех ракетоопасных направлений необходимо построить еще несколько станций типа "Воронеж". Лишь в этом случае мы сможем отказаться от радиолокационных объектов на территории соседних государств. Генералы уже подыскивают место для строительства очередной РЛС. Возможно, это будет Печора, Барнаул или Енисейск.
"Воронеж" хорош тем, что его антенные, энергетические и иные блоки изготавливают на заводе. Строителям остается лишь собрать их воедино на площадке. Отсюда значительная - 1,5 года вместо 5-9 лет - экономия времени при возведении станции. Ее стену-сетку можно делать любой конфигурации, что подразумевает наращивание дальности действия объекта. Технологические решения, используемые в "Воронеже", не имеют мировых аналогов и значительно дешевле прежних. Например, строительство РЛС в азербайджанской Габале когда-то обошлось стране в миллиард долларов. Новая станция стоит всего полтора миллиарда рублей. При этом тактико-технические характеристики космического "глаза" ничуть не пострадали. Более того, "Воронеж" способен отслеживать даже полет крылатой ракеты. Наконец, боевое дежурство на объекте несут всего 15 человек вместо 80 военнослужащих на том же "Дарьяле".
Между прочим, генерал Остапенко не видит ничего трагического, если из-за несговорчивости соседей нам придется отказаться от использования объекта в Габале. Проблема в том, что в Баку считают нынешнюю арендную плату, которую Москва перечисляет Баку за использование радиолокационной станции "Дарьял", неадекватной ценности и важности этой РЛС для России, а также тем рискам и угрозам, с которыми Азербайджан может столкнуться, если эксплуатация объекта продолжится. Вопрос о закрытии станции или передаче ее местным военным пока не стоит. Но в Баку требуют поднять стоимость аренды РЛС с нынешних 7 миллионов долларов в год до 300 миллионов "баксов". Но на эти деньги реально построить две станции "Воронеж". Тем не менее Остапенко думает, что РЛС в Габале могла бы еще послужить интересам России.