Бой разгорелся вокруг фильма Александра Устюгова "Служу Советскому Союзу", анонсированный НТВ. Он есть в интернете, откуда его сейчас активно скачивают, - реклама сделана отменная. Но чтоб посмотреть и потом уж судить - ни-ни. Врагов легко сочиняют и с ними рьяно борются. Скандал занимает место искусства и его подменяет. Скоро без скандала не сможем прочитать ребенку "Мойдодыра" - покажется пресно. Впрочем, Чебурашку уже обвиняли в безродном космополитизме - такой у нас национальный спорт.
Фильм Устюгова не назовешь шедевром. Снятый по повести Леонида Менакера, недавно ушедшего хорошего сценариста и режиссера, он временами кажется невнятным. В нем много сюжетных неувязок, и он небрежен к деталям - создатели явно предпочитают писать свое полотно широкой кистью. На эту небрежность особенно упирают критики фильма: не та медаль на груди... Но это история о том, как любовь, нестойкая в мирное время, проверяется на войне, когда любящие оказываются в прифронтовом концлагере. Все построено на трагических контрастах: известный писатель и знаменитая актриса, приближенная к Кремлю советская "элита" - и лагерная пыль, в которую легко обращались даже самые легендарные. За сюжетом - трагедии Татьяны Окуневской, Лидии Руслановой, Зои Федоровой, и авторов эта история явно волнует, они ее наивно романтизируют, как и героику, поданную в стиле советских военных картин. Кульминации эта наивность достигает в эпизоде, где в разгар боя, который зэки дают гитлеровцам, знаменитая Таисия Мещерякова выходит на баррикады с песней "Эх, Андрюша, нам ли быть в печали..." - это сделано на грани фальши и невольной самопародии.
Но именно эта наивность делает намерения авторов очевидными. Они хотят воспеть патриотизм народа, готового перед лицом общего врага забыть об унижениях и ранах, нанесенных советской властью. Их это волнует, и они реализуют сюжет в меру отпущенных им исторической интуиции и мастерства. 35-летний режиссер неизбежно пользуется сложившимися в искусстве стереотипами - он явно помнит сходные по теме и стилю картины "Прорва" Ивана Дыховичного, "Штрафбат" и "Завещание Ленина" Николая Досталя, не забывая и о "Зое" Арнштама, и о промелькнувшей на экране истории любви Константина Симонова к Валентине Серовой... Он берет харизматичных актеров Максима Аверина, Нонну Гришаеву и Юрия Ицкова, которые играют сильно, с полной выкладкой, честно. Но "отражение уже отраженного" всегда приблизительно, и это свойство времени: детальное знание в поколениях вытесняется знанием мифологическим. Фильм Устюгова весь сложен из таких мифов, где любовь к родине с ее трагической судьбой тесно сплетена с порожденной "лагерной литературой" горечью.
Но это все диаметрально противоположно враждебности или ненависти, которые с размаху, не глядя инкриминируют авторам картины ее оппоненты.
"Гадкого фильма не видел, но мнению доверяю, и вообще таких псевдофильмов полно во враговизоре (товарищи офицеры, а не хочется ли вам по студиям враговидения и их персоналу БАХнуть уже, а?" - распаляет себя в интернете энтузиаст под ником krasnoutr. Добровольцы воззвали к патриотам: "Помогите нам, распространите информацию о том, что именно нам собираются показать, как можно шире, выше и дальше". Здесь же даются адреса Министерства культуры и даже форма обращения туда. Так что понятно, откуда вдруг взялись 1996 поступивших туда протестов: люди легко отзываются на призывы защитить то, что свято. Правда, от чего защищать, пока не знают.
Ситуация становится совсем ясной, если просмотреть, с каких сайтов и под какими знаменами начался обстрел фильма. Их любимый цвет - красный, их любимый символ - серп и молот, в тегах они на первое место ставят слово "враг", в числе главных ругательств держат слова "демократы" и "либералы". Любую попытку поставить под сомнение безгрешность Сталина и сталинских "органов" воспринимают как вражескую вылазку. И являют собой атавизм слепой экстремальной нетерпимости, характерной для времен травли Мейерхольда, Пастернака, Солженицына. Увы, мы все по-прежнему легко возбудимы, и теперь вновь наступило время пусть бумажно-интернетных, но вполне провокационных стычек, которые вспыхивают то по случаю премьеры "растленной" оперы, то по поводу "спорного" фильма "Четыре дня в мае". И вот массированный обстрел новой жертвы за четыре дня до премьеры. А вся вина картины только в том, что она слишком наивна в понимании трагедий и героизма далеко еще не канувшей в Лету эпохи.
Что будем отстреливать в июле? И вернутся ли в наших отношениях с искусством мирные дни?
Николай Досталь, режиссер:
- Я снимал фильм "Штрафбат", на который тоже в свое время была своеобразная реакция общественности. Но кроме этой картины, я делал и другие фильмы об истории России - "Завещание Ленина" о Шаламове, "Раскол". Я хочу просто напомнить, что "Штрафбат" - это все-таки художественное кино. Я вам расскажу одну историю, когда я снял свой фильм, один, что называется, настоящий штрафник, которого уже, к сожалению, нет в живых, помотрев фильм, сказал мне и Володарскому: "Ребята, вы исказили частности, но не соврали в главном: штрафники тоже внесли свой кирпич, и не один кирпич, в этот огромный фундамент под названием "Победа". Вот это и есть главное в художественном кино. Должен ли художник придерживаться каких-то границ при искажении исторических фактов? Конечно. Эти границы называются самоцензурой. Их может устанавливать автор сценария, продюсер, но в основном это дело режиссера и его совести. Это он должен устанавливать границы каких-то отступлений, нарушений в трактовке спорных моментов истории. Поэтому, на мой взгляд, самый главный цензор художественного произведения - сам автор. Он сам должен чувствовать и понимать, что он делает. Что принесет его работа - огорчение или радость? И если картина "Служу Советскому Союзу" может действительно вызвать какое-то огорчение у ветеранов, которых итак уже осталось мало, то нужно показывать ее не 22 июня, а в другой день.
Подготовила Татьяна Владыкина
Павел Дульман, "Российская газета", Киев:
- Фильм "Служу Советскому Союзу" впервые на Украине был показан еще в конце февраля. Транслировал его телеканал "Интер" - крупнейший и наиболее рейтинговый телеканал Украины, аналог российского Первого. Фильм не вызвал большого ажиотажа. Мнения критиков и зрителей, впрочем - немногочисленные, поделились почти поровну.
В киевской городской организации ветеранов Украины придерживаются вот такого мнения. "Конечно, по прошествии многих лет с окончания войны стало модно допускать вольности в трактовке однозначных событий, рассуждать о том, что подвиг народа - на самом деле не подвиг. К сожалению, мы, ветераны, не можем этому помешать, тем более - здесь, на Украине, где переписывание истории с подачи известных личностей стало частью государственной идеологии. Фильм "Служу Советскому Союзу", насколько я понимаю, из этой же серии. Единственное, что здесь можно пожелать, - сменить хотя бы название. Пусть в нем не будет Советского Союза", - сказал "РГ" руководитель киевской городской организации ветеранов войны Николай Мартынов.
Ада Ставиская, директор киностудии "Панорама", на которой снимался фильм "Служу Советскому Союзу":
- Я не могу ничего ответить по поводу критики фильма. Все, что сейчас говорят про "Служу Советскому Союзу", основано на выложенном в интернете пиратском варианте картины с плохим качеством, который записали во время украинской премьеры. Российская премьера намечена на 22 июня, и только после нее можно будет что-то говорить. Насколько я могу судить, половина людей, так активно нападающих на фильм, его не видели. Мне трудно представить "множество" ветеранов и пенсионеров, имеющих возможность выйти в интернет, выискать там копию фильма, просмотреть его и оставить гневные отзывы…
Над фильмом мы работали с мая прошлого года, и я могу сказать, что снимался он не на бюджетные деньги.
Я работаю в кино 40 лет, и это далеко не первый подобный случай в моей практике, только раньше это было Госкино и Гостелерадио... Так было со снятым в 1981 году фильмом Семена Арановича "Торпедоносцы", директором которого я была, в 1983 году фильм получил Государственную премию. Потом про наше "Противостояние" говорили, что там показано массовое предательство советского народа в Великой Отечественной войне, однако сейчас это признанный и любимый всеми фильм… Так что в нынешней ситуации для меня нет ничего нового.
Я знаю, что не заказывала рекламную кампанию фильма ни кому бы то ни было. Но по факту того, что сейчас происходит - это блестящая рекламная компания, ведущаяся на безвозмездной основе.
Андрей Смирнов, ведущий программы "День города", "Окно в кино", телеканал "Санкт-Петербург":
- Обычно, про такие фильмы как "Служу Советскому Союзу" говорят: очень спорная картина! Для нашей страны с трагическим военным прошлым время Великой Отечественной войны - священно. Есть общеизвестные факты, о которых снято много хороших и не очень фильмов, есть факты, которые долго замалчивались и сейчас начинают всплывать. Вот о таких новых страницах истории Великой Отечественной и фильм "Служу Советскому Союзу". Еще до выхода на экраны вокруг картины разгорелся настоящий скандал, как можно снимать кино о предателях своей страны. Но в таком случае, все претензии следовало бы адресовать первоисточнику, т.е. роману Леонида Менакера "Обед с дьяволом", по которому и снята картина. "Служу Советскому Союзу" - это его экранизация. На мой взгляд, картина интересна с актерской точки зрения, потому что всеми любимые актеры Нонна Гришаева и Максим Аверин предстают в совершенно новых и для себя, и для зрителя образах. Что касается, сюжета - это вопрос спорный, потому что у каждого разное отношение к "врагам народа", которые тоже попытались сразиться за Родину, но в итоге Родина им отомстила. Главное, чтобы не искажалась фактическая правда событий, а ее теперь, вряд ли кто-то сможет восстановить на все 100%. К описываемым в фильме "Служу Советскому Союзу" событиям можно относиться также, как и к известному историческому факту, что во время поставок по ленд-лизу СССР товарам для американских и британских моряков в Мурманске по приказу советской власти открыли бордели с советскими девушками. После войны всех "сотрудниц" барделей вывезли на барже в море, расстреляли и затопи. Можно об этом снимать кино или нет - это уже другой вопрос…
Генеральному директору
телекомпании НТВ
В.М.КУЛИСТИКОВУ
Уважаемый Владимир Михайлович!
22 июня 2012 года на канале НТВ запланирована демонстрация художественного фильма "Служу Советскому Союзу". Содержание фильма и факт его показа именно в этот день по федеральному каналу вызвали бурную реакцию в средствах массовой информации и в Общественной палате Российской Федерации.
В Минкультуры России и на мой личный адрес лишь за 2 дня поступило 2000 писем граждан с требованием "снять фильм с показа по ТВ".
В это связи считаю необходимым обратить Ваше внимание на следующее:
1. Минкультуры России с уважением относится к свободе творчества и праву на авторский вымысел в художественных произведениях, посвященных истории нашей страны.
2. Минкультуры России не намерено вмешиваться в политику телевещания и работу СМИ.
3. В то же время я убеждён: свобода творчества должна опираться на уважительное отношение к мнению граждан; необходимо ответственно подходить к темам, вольная интерпретация которых может вызвать раскол в обществе.
4. Полагаю неуместной демонстрацию более чем спорного фильма "Служу Советскому Союзу" 22 июня, в День памяти и скорби. Это может быть воспринято многими как оскорбление ветеранов Великой Отечественной войны и нашей исторической памяти.
5. Хочу ещё раз подтвердить готовность Министерства культуры РФ поддерживать реализацию проектов, в том числе и в СМИ, направленных на объективное освещение важнейших событий отечественной истории, прежде всего, бессмертного подвига нашего народа в Великой Отечественной войне.
Чем дальше от нас она, тем бережнее мы должны относиться к исторической памяти.
В.Р. Мединский