21.06.2012 00:50
Власть

Депутаты готовятся пересмотреть порядок осуществления госзакупок

Депутаты задались целью навести порядок в госзакупках
Текст:  Тамара Шкель
Российская газета - Столичный выпуск: №139 (5812)
Новый закон "О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг" не оставит никому возможности приобрести себе за государственные деньги золотой унитаз, дорогой автомобиль или какой-то другой товар "с повышенными, избыточными характеристиками".
Читать на сайте RG.RU

Подобная практика будет исключена, надеется замминистра экономического развития РФ Михаил Осеевский, который вчера попытался доказать депутатам Госдумы, чем новый закон лучше старого, пресловутого 94-го, что до настоящего времени регулировал госзакупки. Впрочем, у думцев накопилось немало и своих претензий к 94-му. По словам члена Комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Игоря Игошина, действующий закон о госзакупках был принят "как способ противодействия коррупции" и "сыграл определенную роль". Однако с годами в законе выявились недостатки. Случалось, к примеру, что аукционы с минимальной ценой выигрывали фирмы, которые в итоге вовсе не оказывали никаких услуг.

И все же, по мнению и замминистра, и депутатов, 94-й закон помог создать единую правовую, экономическую, технологическую среду, в которой сегодня "более 200 тысяч государственных заказчиков размещают заказы на сумму более пяти триллионов рублей в год, и несколько сот тысяч российских компаний имеют возможность получить такие заказы". Однако остается вопрос, нужна ли вообще такая закупка, каков ее результат и кто за него ответит. По словам Игошина, потери при госзакупках достигают 1 триллион рублей в год. "И по-прежнему, остаются возможности для коррупционных проявлений", - признает Осеевский еще один недостаток 94-го.

Федеральная контрактная система предполагает полную прозрачность закупок, профессионализм,ответственность за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и эффективность расходования бюджетных средств, отмечает замминистра. Предусматривается обязанность госзаказчиков обнародовать планы закупок на сайте на три года вперед, а на текущий год - в более подробном плане-графике с указанием выбора процедуры закупок, расчета начальной цены и прочего.

Законопроектом предусмотрены и мониторинг, и контроль за процессом на каждом его этапе. Публикации подлежат все существенные действия заказчика - обоснование цены контракта, выбор процедуры закупки, изменение или расторжение контракта. Вводится институт общественного контроля за госзакупками. Общественные "контролеры" вправе запрашивать всю информацию о закупках и о ходе исполнения контрактов, оценивать и саму процедуру, и итоги исполнения контрактов, обращаться от своего имени в правоохранительные органы в тех случаях, если в действиях или бездействии заказчика или других участников процесса обнаружатся признаки состава преступления. "Мы уверены, что такая прозрачность и предсказуемость должна существенно повысить конкуренцию в этой сфере", - отмечает Михаил Осеевский.

Законопроектом предполагается и создание специального подразделения, отвечающего за реализацию всего цикла закупок: контрактная служба заказчика. С ее сотрудников как раз и будет спрос за соблюдение всех требований, предусмотренных законом о госзакупках, и за качество исполнения контракта.

Документом вводится блок антидемпинговых мер. К примеру, участник размещения заказа при предоставлении заявки, содержащей предложение о цене контракта на 25 или более процентов ниже начальной цены (максимальной) контракта обязан выдать ее полный расчет и обоснование. Законопроект предоставляет возможность заказчику в одностороннем порядке расторгнуть контракт без решения суда, если исполнитель его не выполняет. Впрочем, такое право есть и у подрядчика.

Однако депутаты Госдумы все-таки смогли обнаружить недостатки и в новом законопроекте. Но править его будут уже во втором чтении. А вчера он был принят только в первом.

Кстати

20 июня Госдума приняла в первом чтении два законопроекта, цель которых - уберечь молодых россиян от пьянства с юных лет. Один законопроект поднимает штрафы за продажу алкогольной продукции несовершеннолетним: для граждан с 3-5 тысяч до 30-50 тысяч рублей, для должностных лиц с 10-20 тысяч до 100-200 тысяч, для юридических - до 300-500 тысяч рублей. Второй законопроект запрещает рекламу алкогольной продукции, в том числе и пива, на сайтах в сети Интернет, зарегистрированных в качестве средств массовой информации.

Госуправление Госдума