Григорий Алексеевич, пару недель назад председатель верхней палаты российского парламента Валентина Матвиенко, будучи с визитом в Минске, предложила ввести новый бренд "Сделано в Таможенном союзе". А почему у нас до сих пор нет бренда "Сделано в Союзном государстве"? И вообще, как на сегодня решен вопрос с собственностью Союзного государства?
Григорий Рапота: Что касается бренда, то идея, по-моему, очень интересная, мы серьезно над этим подумаем. В отношении собственности... Да, действительно, здесь есть проблемы. Как известно, бюджет Союзного государства на 65 процентов формируется Россией, на 35 - Беларусью. Это общий бюджет, из которого финансируются в том числе союзные программы, направленные на создание инновационного и интеллектуального продукта. И встает вопрос, кому теперь принадлежит этот продукт. Еще в 2006 году на этот счет было принято соответствующее решение Союзного государства и разработан пакет документов, который должен формализовать сам предмет союзной собственности. Два документа из десяти мы уже приняли, работа идет. Конечно, это надо делать быстрее, но тема сложная и требует серьезной проработки как российских ведомств, так и белорусских.
Одним из достижений Союзного государства, безусловно, является создание единого социального пространства. Россией и Беларусью были заключены соглашения по обеспечению равных прав граждан в сферах образования, медицинского и социального обеспечения. Однако жизнь показала, что нередко возникают различные правовые коллизии, которые не были учтены в подписанных соглашениях. Что планируется делать в этом направлении?
Григорий Рапота: Чем больше прогресс, тем больше возникает нерешенных проблем. С одной стороны, мы продвинулись очень далеко вперед, с другой - сейчас возникает еще больше вопросов. Мы этим занимаемся, выявляем возникшие "узкие места", предлагаем решения.
Каким видится Вам будущее Союзного государства в связи с явно выраженным в последнее время процессом интеграции стран СНГ?
Григорий Рапота: Если Союзное государство будет по-прежнему динамично развиваться, то оно всегда будет являть собой некую экспериментальную площадку для всех остальных. Сегодня, если посмотреть степень интеграции в рамках "тройки" и в рамках "двойки", Союзное государство впереди по ряду позиций. Напомню, что вопросы таможенной тарифной политики впервые были поставлены именно в Союзном государстве. Еще в 1992 году было подписано первое на постсоветском пространстве соглашение о создании режима свободной торговли между двумя странами, и первое соглашение по Таможенному союзу в 1995 году было также подписано между Россией и Беларусью. Таким образом, Союзное государство явилось фактически пилотным проектом на пути строительства зоны свободной торговли и Таможенного союза, и СНГ. Вот так мы и движемся.
В решении глобальных проблем и чисто человеческих важна роль средств массовой информации. Каким видится Вам единое информационное пространство Союзного государства?
Григорий Рапота: Все зависит от того, какой смысл мы вкладываем в это понятие. Если говорим о союзных СМИ, то мы настроены укреплять этот институт, расширять его, делать издания более интересными и содержательными.
Вторая сторона вопроса состоит в том, чтобы тематика Союзного государства звучала и в других средствах массовой информации. Это не менее важная часть. И здесь у нас еще очень много работы.
Григорий Алексеевич, у Союзного государства, как у любого другого государства, есть своя госпремия в области литературы и искусства. Она немалая - на сегодня в денежном эквиваленте составляет почти 6 млн российских рублей. Но в последнее время ее лауреатами становились люди весьма почтенного возраста. Слышали, что Вы вышли с инициативой эту премию омолодить.
Григорий Рапота: Я сторонник того, что если сложилась какая-то хорошая традиция, то ее надо сохранять. Потому что разрушить ведь всегда легко, а вот слепить потом очень сложно. Другое дело, что можно и нужно вносить коррективы.
Первый шаг на этом пути сделан: на премию Союзного государства теперь будут выдвигаться работы, созданные после 1996 года. То есть когда Союзное государство уже начало работать.
Одним из весомых проектов Союзного государства в гуманитарной области стал фильм "Брестская крепость", вышедший на экраны Беларуси и России в 2010 году. Есть ли уже новые задумки?
Григорий Рапота: Есть идея сделать фильм о Первой мировой войне. Могут появиться проекты, связанные и с годовщиной Отечественной войны 1812 года.
Кроме того, мы задумали литературный сборник российских и белорусских молодых писателей. Причем этот альманах выйдет на двух языках.
Григорий Алексеевич, позвольте несколько личных вопросов. Говорят: покажи твою машину, и я скажу тебе, кто ты! У Вас, кажется, "Мицубиси"? Для Вас автомобиль это...
Григорий Рапота: Средство передвижения, а не самовыражения. Мне повезло: в 27 лет в заграничной командировке у меня уже была хорошая машина. Тогда же сложилось убеждение, что автомобиль должен быть прежде всего удобным и надежным.
Теперь я в машине чаще всего в роли пассажира. Но в субботу и воскресенье люблю сам сесть за руль: едешь - отдыхаешь, с женой разговариваешь. Мне удобно, для меня это главное.
А машину-то как выбирали?
Григорий Рапота: Когда понял, что прежний автомобиль надо менять, это было лет пять назад, стал присматриваться на дорогах - какая понравится. Вдруг выскочила передо мной такая шустрая машинка: вроде небольшая, но вместительная. Я полез в каталог, сравнил цену, ходовые данные. Понравилось, что можно сзади сиденья убрать, и вот у тебя багажный отсек увеличился. Я тогда дачу строил, и для меня было важно, чтобы в машину и покупки можно было сложить, и саженцы.
Вы живете за городом?
Григорий Рапота: На даче. Но это скорее вынужденность: в городской квартире пока ремонт. Из Подмосковья на работу добираться непросто. Но есть и свои плюсы. К примеру, появилось время смотреть в дороге на айпаде кино.
А в каких Вы отношениях с Москвой? У каждого из нас ведь она своя. Куда пойдете, если выпадет свободная минутка?
Григорий Рапота: Москву я всю пешком исходил с 16 лет, когда приехал поступать в вуз. Учился в одном месте, работал в другом. Поэтому в столице много мест, связанных для меня с памятными событиями, воспоминаниями.
Конечно, я знаю стандартный набор московских музеев, театров. Но не настолько глубоко, чтобы быть завораживающим собеседником. Москва у меня - личная. Спокойно погулять в центре Москвы можно разве что в воскресенье.
Вы теперь в белорусской столице бываете часто, что там нравится?
Григорий Рапота: Еще когда я работал в ЕврАзЭС, мы проводили много мероприятий в Беларуси. Жили в гостинице "Минск". Это самый центр, мы там все исходили.
Сейчас, приезжая в Минск, останавливаемся в гостинице "Планета". Она рядом с представительством Постоянного комитета, что удобно. Рядом река Свислочь, вдоль которой приятно гулять в любое время года, очень нравится "Троицкое предместье". Там есть несколько мест, где можно посидеть, выпить кофе или пива. Минск город комфортный, в нем все рядом.
Говорят, Вы продвинутый интернет-пользователь. А книги тоже читаете в электронном виде?
Григорий Рапота: Я все же по образованию инженер, технические новинки люблю. Что-то читаю по айпаду, что-то в бумажном виде. Книги - их по дому сразу штуки четыре лежат раскрытые - мы читаем с женой попеременно. Сейчас увлекли "Несвятые святые" и другие рассказы" архимандрита Тихона (Шевкунова). Книга попала в список финалистов российской премии "Большая книга" неспроста - интересно пишет. Людмилу Улицкую почти всю прочитал, считаю, одна из лучших современных писательниц сегодня. "Бегство из рая" про Льва Толстого Павла Басинского - дочитал до половины. Про Аркадия Гайдара читаю: мне подарили все книги о нем в его музее в Арзамасе. Лежали долго, а начал читать - стало интересно. Открыл для себя Пантелеймона Романова.
Григорий Алексеевич, вопросы к Вам есть не только у нас, журналистов газеты "СОЮЗ". Немало их приходит и от наших читателей. Причем по тематике они весьма разнообразные. Вот, например, Виктор Ветошкин из Минска спрашивает: "Ветеранов войны из Беларуси по-прежнему не пускают бесплатно в московское метро. Когда вопрос равенства льгот на территории России и Беларуси будет решен?"
Григорий Рапота: Интересный вопрос. Я только сейчас узнал об этой проблеме и благодарен тому, кто задал этот вопрос. Такая проблема никогда не являлась предметом рассмотрения и каких-то договоренностей. Давайте попробуем понять, что мы можем здесь сделать.
Ирина Зубченко из Орши пишет нам: "Немало жителей Витебщины ежедневно ездят торговать в приграничные города России, в Смоленск. Везут в основном молочную и сельхозпродукцию с личных подворий. Торгуют на вокзалах, где придется. Таким же образом делают свой маленький бизнес частники из Могилевской и Гомельской областей. Почему бы не создать постоянно действующие ярмарки в приграничных районах, куда белорусы и россияне могли бы привозить свою продукцию:
Григорий Рапота: В какой-то степени у нас это уже есть. Я не говорю о специализированных магазинах, они давно существуют. Что касается реализации продукции с личного подворья, то идею ярмарок мы недавно обсуждали в Смоленске с новым губернатором Алексеем Островским. Кстати, там уже такие специализированные ярмарки проводят, в том числе и в самом центре города.
Вопрос от Александра Костюченко из Минска: "Мы столкнулись с проблемой возврата банковских вкладов СССР. У моей матери, в частности, лежал такой вклад в Сбербанке. Стал я интересоваться его судьбой. Вклад в Сбербанке России нашли. Но мне (мать уже умерла) его не выдали и сказали, что проводимая в России индексация вкладов денег неграждан России не касается. Почему? Ведь все эти годы деньгами пользовался российский банк? Будут ли защищены интересы вкладчиков?"
Григорий Рапота: На этот вопрос я тоже могу ответить, только позже. Но то, что он поставлен, - это правильно. Человек вкладывал деньги. Даже с точки зрения банковской этики вложение требует возмещения. Будем работать над этим. Хотя я понимаю, что финансовый аспект - всего лишь производное от исторической эпохи, которая ушла, оставив после себя больше вопросов, чем ответов...