Исследование охватило около 2500 фирм Урало-Западносибирского региона. Если до кризиса среди них было 155 "газелей", то в 2009-м "поголовье" упало до 50, а по итогам 2011 года высокая динамика сохранилась только у 33-х. При этом аналитики отмечают: в кризисные годы такие компании, как правило, не переживали резких провалов, характерных для большинства средних и крупных компаний, - просто темпы прироста выручки несколько снижались. Тем не менее нестабильность в экономике существенно сказалась на многих "газелях".
Как подчеркнула шеф-редактор федерального медиахолдинга Татьяна Гурова, очевидно, что у нынешней российской экономики сырьевая структура, в период общего спада 1990-х рост будущих нефтегазовых гигантов тоже казался аномальным, но именно он определил сегодняшнее положение дел. А нынешние структурные сдвиги закладывают будущее экономики на 10-15 лет.
По мнению профессора Финансового университета при правительстве РФ Андрея Буданова, в России быстрорастущих компаний намного больше, чем на Западе - это показало исследование 38 тысяч крупных и средних бизнес-структур. А "газелей" особенно много зарождается в "верхнем пласте" малого бизнеса, то есть благоприятный общеэкономический климат наиболее важен для начальных стадий динамичного развития. При этом, отмечает профессор Буданов, к 2010 году состав "газелей" в России почти полностью обновился, и новые компании этого типа ведут более экспансивную и рискованную политику, чем их предшественники.
Однако в Урало-Западносибирском регионе ситуация несколько иная: здесь "стадо" "газелей" обновилось только на две трети. Лучший результат отношения выручки местных "газелей" к валовому региональному продукту в Свердловской области - около двух процентов, полтора процента - у соседей-пермяков, у прочих же регионов, в том числе Челябинской и Тюменской областей, он значительно ниже. По данным общероссийских исследований, в секторе торговли работает примерно треть "газелей", а на Урале таких половина. Следовательно, регион не может похвастать ни разнообразием отраслей, в которых компании способны развиваться быстро, ни значительным количеством новичков.
По словам руководителя региональной дирекции корпоративного бизнеса одного из федеральных банков Андрея Киреева, финансовые институты ведут собственную аналитическую работу по быстрорастущим компаниям. Банкир определил две главные причины, почему "газелям" или сравнимым с ними компаниям порой трудно получить инвестиционное финансирование. Первая - это недостаточная стабильность бизнеса в условиях резкого роста, вторая - незначительная доля основных фондов. Тем не менее Андрей Киреев приводит пример успешного финансирования банком крупной розничной сети по продаже алкоголя, не обладающей собственной недвижимостью, но успешно выросшей в сложный период, когда некоторые из конкурентов были вынуждены покинуть рынок.
Начальник отдела исследований, мониторинга и контроля министерства инвестиций и развития Свердловской области Елена Хлыбова констатирует, что ситуация в сфере господдержки малого и среднего бизнеса должна измениться: государству следует эффективнее помогать именно среднему бизнесу, и поэтому в 2012 году пятилетняя областная программа была дополнена рядом инструментов специально для этого сегмента. Эксперт не отрицает: большинство "газелей" пока в программу не попадают, но необходимость корректировки методов господдержки динамично развивающихся компаний явно назрела.