- Владимир Иосифович, объяснитесь, пожалуйста, почему вы против.
Владимир Ресин: Хочу напомнить, что налоговая реформа в нашей стране - штука не новая. По большому счету она только-только закончилась. Налоговая система, которую мы получили в итоге, может быть и несовершенна. Ее тонкости и детали можно обсуждать. Можно, но, как говорится, осторожно. Потому что есть факты, которые нельзя игнорировать. По итогам этой реформы мы имеем одну из самых низких ставок НДФЛ в мире и одну из самых простых систем администрирования. У нее по сути была двоякая цель. Во-первых, снизить налоги, чтобы стимулировать выход бизнеса из тени, увеличить экономическую активность. Во-вторых, максимально упростить администрирование, чтобы налоги собирались "малой кровью" и как можно лучше.
- Вы считаете, что эти задачи достигнуты?
Ресин: Да. За счет низкой ставки государство как бы предложило гражданам выйти из тени, где они обретались в 90-е годы. Платить налоги тогда, как вы, может быть, помните, было делом необязательным. А кто-то и вовсе считал его постыдным. Разумная ставка дала свои плоды: сейчас НДФЛ - один из главных бюджетообразующих налогов. А если мы говорим о бюджетах регионов, то тут ему и вовсе нет равных. В регионах, где не добывают сырье, НДФЛ наполняет бюджет на 50-60%. Замечу: в последние годы объемы собранного налоговиками НДФЛ росли быстрее, чем налогооблагаемая база, то есть наши с вами доходы. О чем это говорит? О том, что НДФЛ очень хорошо администрируется и собирается. Причем все лучше и лучше. Это, если хотите, самый "собираемый" налог. А значит, нынешняя схема работает эффективно. Секрет простой. Дело в том, что у среднестатистического жителя России, честно живущего на зарплату, вообще не болит голова об НДФЛ. Ему не нужно заполнять ежегодно декларации. Налог просто автоматически вычитается из его заработка, а занимается этим бухгалтерия работодателя. Понимаете, закон прост: чем проще налог, тем лучше он собирается. И это нужно учитывать, обсуждая любые инициативы. Здесь главное не навредить.
- Почему вы думаете, что перенос НДФЛ может навредить?
Ресин: Если перенести его сбор по месту жительства, он выйдет из сферы ответственности работодателя и ляжет полностью на плательщика. Скажите, вы давно заполняли налоговую декларацию?
- Пока не приходилось.
Ресин: Вот именно. А это между тем сложный, многостраничный документ. Конечно, если нужно будет, люди разберутся, народ у нас неглупый. Вопрос - сколько на это уйдет времени? В любом случае сборы НДФЛ на этот период резко просядут. И не факт, что когда-либо вернутся на прежний уровень. Потому что есть еще элементарная добросовестность, что тоже необходимо учитывать. Мы же рискуем оказаться в ситуации, когда налог, вместо того чтобы плавно перетечь из одного бюджета в другой, просто не достанется никому.
- Короче говоря, вы - против идеи с НДФЛ?
Ресин: Я против упрощенного подхода к проблеме. Приведу в пример то, что знаю лучше всего - Москву и Подмосковье. Не секрет, что многие жители области каждый день ездят на работу в столицу. По статистике, таких 1,5 миллиона человек. Ездят потому, что в Москве больше рабочих мест. Это значит, что ей приходится справляться с повышенной транспортной нагрузкой. Не секрет также, что многие жители области, работающие в Москве, предпочитают обслуживаться в московских поликлиниках. Хотя бы потому, что московские работодатели часто обеспечивают им соцпакет с медицинской страховкой. А страховка эта, естественно, привязана к московским же медицинским учреждениям. Для того чтобы строить и поддерживать в должном виде дороги и поликлиники, Москве нужны деньги. Их она получает, в частности, за счет того самого уплачиваемого по месту работы НДФЛ. Я уже не говорю о столичных функциях, выходящих за рамки отношений с Подмосковьем.
Быть столицей, конечно, почетно. Но столичный статус - это не просто красивые здания и площади, это и большая ответственность и нагрузка на городскую инфраструктуру - на дороги, инженерные сети. Хочу также отметить, что люди, платящие налоги в Москве, всегда видят результат. Заплатил налоги - получил новые качественные дороги, больницы, магазины, ухоженные парки и тому подобное. Чтобы возместить эту потерю, придется не просто вносить изменения в Налоговый кодекс и еще дюжину законов, а целиком пересматривать всю систему межбюджетных отношений.
- Но что делать регионам, которым не хватает денег на инфраструктуру, социальные обязательства?
Ресин: У регионов, жалующихся на недостаточные поступления НДФЛ, обычно одна общая проблема - нехватка рабочих мест. Значит, в первую очередь им нужно думать об их создании. Возможно, стоит снизить другие налоги в рамках региональных полномочий и таким образом привлечь бизнес. Создавать технопарки, особые экономические зоны. Работать с банками и вырабатывать механизмы льготного кредитования. Словом, это вопрос управленческого искусства руководителей регионов, которое не заменишь принудительным перераспределением средств из бюджета в бюджет. Более того, такой шаг может дать обратный результат. Ведь если НДФЛ будет взиматься по месту жительства, то регионы будут заинтересованы обеспечивать работой лишь тех, кто живет на их территории. В итоге в одних местах появится дефицит кадров, а по соседству возникнет всплеск безработицы. Эффект сообщающихся сосудов, который дает нынешняя система, может быть утрачен. В итоге проиграют все.