21.06.2012 00:09
Культура

Галина Волчек празднует сорокалетие работы в "Современнике"

Сегодня "Современник" празднует 40 лет с Галиной Волчек
Текст:  Алена Карась
Российская газета - Федеральный выпуск: №139 (5812)
Галина Волчек возглавила театр в 1972 году, через два года после того, как из него ушел его создатель, мастер, учитель, человек, чье слово и дело до тех пор не вызывало у нее никаких возражений.
Читать на сайте RG.RU

Верность и по сию пору остается ее главным качеством. Женщины, возглавившие театры в 60-х - начале 70-х, - особое, пока непревзойденное поколение. Три современницы уникальным образом выразили время, взрастившее их: руководитель Театра Танца в Вуппертале Пина Бауш, французская бунтарка, создательница "Театра Солнца" Ариана Мнушкина и Галина Волчек, 40 лет руководящая "Современником".

Дети страшной войны - каждая по-своему - они выразили свой опыт в спектаклях. Они оказались связаны с духом 60-х, временем утопий и революций. Для Галины Волчек борьба за театр была еще более драматична: она ведь отстаивала его идею перед собственным учителем и основателем "Современника" Олегом Ефремовым. Уходя в 1970-м во МХАТ, он предлагал и всему молодому театру пойти за ним. Но для Волчек это было равносильно предательству (именно в этом театре осуществили себя три поколения Ефремовых - Олег, Михаил и теперь его сын, Никита).

Благодаря ей "Современник" пережил второе рождение. Рожденный эпохой "оттепели" в 1956 году, он смог стать современным и важным для следующего поколения, 70-х. Волчек почувствовала смену героя и пригласила новых актеров и актрис, ставших знаками поколения, - Марину Неелову, Юрия Богатырева, Валентина Гафта, Константина Райкина. В 1970-м в театр на какое-то время вернулся Олег Даль... Пережив не одну черную полосу, шквал критических статей, Волчек открывает Другую сцену, приглашает молодых режиссеров и дает им полный карт-бланш. Но вновь и вновь пополняя труппу, она сохраняет баланс поколений. И особенно - их женских ипостасей. Марина Неелова, Елена Яковлева, Чулпан Хаматова, Ольга Дроздова, Полина Рашкина, Клавдия Коршунова... Несмотря на всю творческую и поколенческую разницу, эти актрисы несут одну черту, наиболее ценимую Волчек: они хрупки и ранимы, полны душевной грации, почти не востребованной сегодня в мире.

Драматический театр