21.06.2012 01:00
Авто

За повторный выезд на встречную полосу будут лишать прав

Завтра депутаты примут решение, как наказывать за выезд на встречную полосу
Текст:  Владимир Баршев
Российская газета - Столичный выпуск: №139 (5812)
Выезд на встречную полосу в первый раз будет караться штрафом. Второй раз - лишением прав не менее чем на полгода.
Читать на сайте RG.RU

Завтра в Госдуме состоятся первые чтения по проекту закона о внесении изменений в Кодекс об административных правонарушениях. Эту поправку в КоАП внес Вячеслав Лысаков. Сейчас он первый заместитель главы думского Комитета по конституционному законодательству и госстроительству. Возглавляет комитет - Владимир Плигин.

Надо сказать, что идея, крайне привлекательная для водителей, вызывает ожесточенные споры. Только на моей памяти прошло шесть лет борьбы за внедрениеэтих трех строк в КоАП. Но и сейчас это не окончательное решение. На заседании комитета было озвучено, что правительство против этой поправки. Также против нее высказались представители Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения. В подтверждение они привели статистику аварийности по вине тех, кто двигался по встречке. Так, например за пять месяцев этого года по этой причине произошло 4590 аварий. В них погибло 1569 человек и ранено 8614. В прошлом году из-за этого произошло 13 112 аварий, в которых погибло 5065 человек и ранено 23 762. В этом году явно наметился рост таких происшествий. Количество аварий выросло на 6,4 процента. Правда, число погибших в них сократилось на 2,2 процента. Но это вряд ли заслуга нашей "скорой помощи" и служб быстрого реагирования. Скорее всего, производители качественных машин внесли свою лепту в спасение жизней.

Заметно растет парк автомобилей, которые отличаются не только высокой ценой, но и высоким уровнем всех заложенных в машину систем безопасности.

Именно такие системы машины часто спасают жизнь водителя и пассажиров при лобовом ударе, который считается самым опасным и самым частым при выезде на встречную полосу.

Сейчас, как только водитель пересекает сплошную линию разметки или игнорирует знак "Обгон запрещен" и выезжает навстречу основному движению, он точно знает: если его поймает автоинспектор, он останется без прав. Никакого другого решения судья, разбирающий такое нарушение, принять и не может. Наказание по этой статье Кодекса об административных нарушениях - без альтернатив. Водителя могут отлучить от руля на срок от четырех до шести месяцев.

Сторонники идеи предоставить альтернативу за такое нарушение рассуждают примерно так. Часто бывает, что неопытный водитель, не знакомый с трассой, по которой он едет, может не заметить запрещающий знак. Или решит объехать опасную яму на дороге и вклиниться во встречный поток.

Бывают и такие случаи, когда машина едет в крайнем левом ряду, и неожиданно сосед справа начинает теснить его на встречку. Чтобы избежать столкновения, водитель идет на нарушение. В таких ситуациях, считают сторонники новации, наказание должно быть мягче. То есть не лишение прав, а хоть и серьезный, но штраф. В пользу их мнения говорит и тот факт, что на наших дорогах увеличивается число водителей-новичков. Да и качество подготовки начинающих водителей оставляет желать лучшего.

По словам Лысакова, получается несправедливо. Человек впервые в жизни едущий по какому-нибудь шоссе, совершенно случайно выезжает на встречную полосу. Отсутствие разметки - это отдельный вопрос, но бывает, что разметка нанесена так, что не выехать на встречную полосу - значит создать аварийную ситуацию. Создание карманов у остановок общественного транспорта - чисто столичное решение проблемы. Выехав за границы Московской области, вы их не найдете. В других городах о таких карманах слыхом не слыхивали, и на узких улицах водителям нередко приходится выезжать на встречку, чтобы объехать затормозивший на остановке автобус.

Кроме того, существует еще и проблема безобразной парковки. Если в вашем ряду вся проезжая часть занята оставленными на время машинами, ничего не остается, как зарулить на встречную.

Есть еще одна проблема: в Правилах четко прописано, что большегрузные автомобили должны держать дистанцию перед впереди идущим автомобилем не менее 15 метров. Сам был в такой ситуации. Пытаюсь обогнать фуру, но она идет буквально впритирку к впереди идущей фуре. Место разрешения обгона заканчивается. Что мне делать? Правильно, двигаться в нарушение Правил по встречке, пока не найду дырку.

Случаются, наконец, ситуации, когда пересечение сплошной и выезд на "запретную" полосу - единственный способ избежать аварии. Скажем, если вас неожиданно подрезали и вы понимаете, что затормозить не успеете, а значит, авария неизбежна. Кстати, в таких случаях, у водителя срабатывает автоматизм движений. Он невольно делает все возможное, чтобы избежать столкновения. Особенно если уйти от удара он может только одним способом - повернуть руль налево. Конечно, все эти аргументы не служат оправданием для лихачей, которые нарушают Правила в силу природного хамства и неумения уважать окружающих.

Однако инспектор ДПС не будет оценивать степень моей вины. У него зафиксировано на записи, что я двигался по встречной полосе, а все остальное - мои проблемы. Кто-то не уступил дорогу, кто-то ускорился, кто-то, не посмотрев в зеркало, тронулся с обочины. Всё - мои проблемы. В итоге в суд поступают документы о моем административном нарушении, за которое предусмотрена только одна ответственность: лишение прав на 4-6 месяцев.

Лысаков считает, что есть обстоятельства, облегчающие вину, но их Кодекс не учитывает. У судьи нет возможности назначить штраф, он может только лишить прав. Именно поэтому Лысаков и предложил облегчить часть 4 статьи 12.15 КоАП, прописав в ней возможность назначить штраф в размере 4 тысяч рублей. Но только для первого подобного нарушения.

Второе нарушение будет караться уже лишением права управления. Примечательно, что в процессе обсуждения поправка претерпела изменения. Теперь предлагается для первого раза штраф 4 тысячи или лишение прав. А для последующих нарушений - только лишение. Но не на четыре месяца, а от шести - до года. Серьезные нарушения требуют суровых мер.

ПДД