22.06.2012 15:59
Культура

Валерий Кичин: Фильм "Дверь" похож на громоздкий телесериал

Текст:  Валерий Кичин
Увы, встреча с новой работой великого венгра Иштвана Сабо "Дверь" не стала, как когда-то, откровением.
Читать на сайте RG.RU
 
Видео: Предоставлено ММКФ

Это экранизация романа однофамилицы режиссера Магды Сабо, написанного в 1987 году, получившего множество международных премий и ставшего одним из самых переводимых на иностранные языки произведений современной венгерской литературы. Почти автобиографическая книга повествует об отношениях известной писательницы Магды и экономки Эмеренс, которую Магда нанимает для ухода за купленным недавно домом. Эмеренс - женщина с трудным прошлым, пережившая психологический шок, и потому странная, закрытая, загадочная. Достучаться в наглухо запертые двери ее дома и ее души - вот процесс, который лег в основу сюжета, и фильм несет отпечаток режиссерских мук по сокращению огромного литературного материала: он пунктирен, его походка неровна, неуверенна и постоянно спотыкается. То возникает пространная (и весьма трогательная) сцена с найденным щенком, в следующем кадре вымахавшим в громадную псину, то эпизоды, значительно более важные для психологического исследования характеров, прокручиваются скороговоркой. И практически отсутствует важная для понимания характера Магды линия: сочинения писательницы при коммунистическом режиме запрещались, сама она оказалась в опале, и покупка дома была для нее своего рода попыткой удалиться от политической суеты в добровольное изгнание.

 
 
 
 
 
 

Главные роли поручены именитой англичанке с русскими корнями Хелен Миррен (Эмеренс) и немецкой актрисе Мартине Гедек, знакомой нам по фильму "Жизнь других" (Магда). Миррен для вящей естественности впервые появляется перед зрителем без грима и успешно передает странный микст характера: сочетание суровой мудрой властности с почти детски ранимой и впечатлительной душой. И рафинированная Магда с изумлением понимает, что простая работница, умеющая подметать дорожки и печь оладьи, обладает более глубоким и мудрым знанием жизни. Но этот, пожалуй, чересчур назидательный расклад характеров становится очевидным и потому предсказуемым задолго до финала, после чего фильм начинает буксовать и окончательно уподобляется средней руки добротному, но громоздкому телевизионному сериалу.

Кино и ТВ