22.06.2012 00:07
Культура

В Петербурге открыт вернисаж Максима Кантора

В Русском музее открылась персональная выставка Максима Кантора
Текст:  Елена Елагина (Санкт-Петербург)
Российская газета - Столичный выпуск: №141 (5814)
Роман Максима Кантора "Учебник рисования" несколько лет назад вошел в шорт-лист "Большой книги", пьесы с успехом идут в театрах. А вот Кантор - художник, завоевавший прочную мировую славу, известен в России гораздо меньше. Русский музей восполняет этот пробел: на пике белых ночей лучшие залы Мраморного дворца отданы полотнам и графическим листам Кантора. На вернисаже завотделом новейших течений ГРМ Александр Боровский назвал экспозицию одной из лучших значительных выставок года.
Читать на сайте RG.RU

В первом зале нас встречает полотно "Государство". Напряженный красный цвет и концентрические круги прижатых вплотную друг к другу людей. В центре - элита, а вокруг все расширяющиеся круги "электората", он же народ, по старинке. Государство как образ ада. Образ для Кантора - основополагающее понятие в искусстве. В каталоге выставки статья "Язык сопротивления", где он пишет: "Знак безлик - квадрат всегда останется квадратом, содержание ему припишут любое. Образ конкретен: трудно предположить, что изображение Богоматери является рекламой военной кампании, но знак креста может обозначать что угодно, от церкви и госпиталя до орудия пытки и отряда карателей".

Три полотна художника, к слову, заняли места в храмах, и ни одно из них не написано по заказу - кто из современных российских мастеров может предъявить подобное? Так твердо он обозначает водораздел между тем, что называли гуманистическим искусством, и нынешним "сервильным" авангардом.

Не скрывая своих левых убеждений, он заявляет о тотальной подмене понятий в современном мире, о том, как левое стало правым, а черное - белым. Его графика "ершиста и колюча", по выражению Боровского. И в живописных полотнах цвет не смягчает, но подчеркивает остроту формы. Историческая художественная линия очевидна: Гойя - Домье - немецкие экспрессионисты - и советская карикатура.

Рисовальщик Кантор виртуозный. Вожди советской эпохи и основные политические персоны ХХ века - кажется, никто не избежал участи быть запечатленным самым нелицеприятным образом. Ленин, Сталин, Троцкий, Гитлер, Черчилль - этот ряд бесконечен, вплоть до Ахматовой и Исайи Берлина. Но это не карикатура, говорит Кантор, это скорее карикатура на карикатуру. "...Романтическое и героическое начала стали для меня необходимым элементом языка сопротивления. Я всегда хотел найти тот искренний, глубоко личный язык, на котором можно рассказать про свою жизнь и любовь, и чем искреннее и серьезнее сумею сказать, тем больше прав получу на сарказм".

На выставке есть и семейные полотна. Художник постоянно обращается к образам родных, для него это та надежная корневая система, не дающая измениться до степени измены, заболтать в пустопорожней болтовне идеалы юности. Недаром нравственным ориентиром для него стала картина Домье "Семья на баррикадах", где отец защищает сына, а сын поддерживает отца.

Актуальному искусству Кантор противопоставляет свой "актуальный реализм". Александр Зиновьев определял его искусство словом десприцизм, считая, что это реализм отчаяния. Но разве бывает отчаяние вкупе с активным сопротивлением? А ведь сам художник считает, что его язык - язык именно активного сопротивления, не только социального, но и экзистенциального: "Сопротивляешься ведь не только идеологии /.../ - сопротивляешься небытию, неподлинности, моральной и интеллектуальной неполноценности прежде всего в самом себе".

Замечательно, что нам наконец-то представлена возможность услышать и понять живописный и графический язык Максима Кантора. Выставка открыта до 23 июля, еще успеете посмотреть.

Живопись Санкт-Петербург Северо-Запад